Блоги

«МОСКВИЧИ» ДОЕХАЛИ

20.05.2020, 13:01 16499 0 Александр Пикуленко

Завершающий этап марафона омрачила гибель старейшего французского раллиста 52-летнего Анри Идо Маранга. На прекрасном Панамериканском шоссе, ведущем в Мехико, его Citroen DS 21 столкнулся с местным таксистом. Случился пожар. Маранг сгорел, а его напарник Поль Колтьелони оказался в больнице с тяжелейшими травмами. «Эта дорога полита нашей кровью», - заявила позднее Клодин Траутман, жена Рене Траутмана, которая тоже участвовала в гонке. На последнем скоростном участке, когда до финиша оставалось 300 километров, застучал мотор ее Citroen.

Итак, 25810 километров дистанции остались позади. Технический финиш марафона состоялся 26 мая 1970 года в местечке Фортин в 250 километров от Мехико. Все улицы по пути к финишу устлал ковер из роз. Гонку закончили всего 23 автомобиля 13 марок: ни одной итальянской, японской, шведской машины, ни единого Porsche, лишь один Mercedes-Benz из пяти стартовавших, единственный Citroen из шести, один Peugeot из двенадцати, и ни одного автомобиля с мотором объемом свыше трех литров.

Победивший экипаж Ханну Миккола и Гунара Палма на Ford Escort показал на всем маршруте среднюю скорость более 100 километров в час. Подсчитали, что гонщики провели на трассе в среднем по 400 часов. Экипаж-победитель получил в общей сложности 11713 фунтов стерлингов призовых. Дамский экипаж Розмари Смит и Эллис Уотсон финишировал в Мехико десятым в общей классификации. Они выступали в том же классе, что и Москвичи.

Пусть наши и не заняли призовых мест, в том числе и командного, на которое очень рассчитывали, настроение было приподнятое, все-таки прошли весь маршрут тремя машинами из пяти плюс технички.

Вечером 27 мая участников торжественно встречали на олимпийском стадионе Ацтека. На радостях организаторы пообещали, что следующий марафон пройдет в 1974 году. Эти планы разрушили арабо-израильская война и взлет цен на нефть.

Нашу команду тепло встретили в Мехико. Их пригласил к себе художник-монументалист Давид Сикейрос. Гонщики увиделись с нашими футболистами, легендарным Львом Яшиным. А потом был футбол. Смотрели матч СССР-Мексика, открывавший 31 мая Чемпионат мира. Стараясь подчеркнуть расположение к гостям, мексиканцы повесили позади ворот транспарант с русскими словами, которые знали, «Пушкин», «Водка».

На родной АЗЛК гонщики вернулись героями. Их представили к государственным наградам: ветеранов, участвовавших в марафоне Лондон-Сидней,  к орденам Красного Знамени, новичков к медалям «За трудовую доблесть». Но наград так и не вручили.  А завод премировал своих раллистов мотоциклами «Урал». Решили, что доехавшим до финиша положен «Урал» с коляской, а сошедшим – без.

В Минавтопроме пожимали плечами «чудит директор Коломников, себестоимость «Москвича» такая же, как цена мотоцикла 1200 рублей». Но исправлять ничего не стали. Из Ирбита пришел контейнер, и все мотоциклы там оказались с колясками. Так что кому-то еще пришлось доплачивать за коляску.

А боевые Москвичи вернулись домой в чреве транспортника Ан, доставлявшего помощь жертвам страшного землетрясения в Перу. Поначалу один автомобиль возили по выставкам, например на Парижский автосалон 1970 года. Остальные на заводе отдали молодым спортсменам. В общем, ни одного не осталось. Правда к 40-летию пробега группа энтузиастов вместе со старыми участниками марафона создала реплику боевого автомобиля № 28.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)