НИВА и автоспорт. Страницы истории
Этот пост команда Suprotec Racing посвящает Светлой памяти Светланы Майсурадзе
(ака Жужа Майская – Cockchafer) 12.07.1975 — 07.07.2013
НИВА в ралли-рейдах
Вообще для российского автоспорта «НИВА» — это автомобиль не просто культовый, а легендарный.
НИВА на марафоне 'Париж-Дакар'
В больших ралли-рейдах «НИВА» выступала с 1979 года. А наивысшим достижением стало 2-е место на марафоне «Париж-Дакар» в 1982 году экипажа Жан-Клод Приавон и Андре Дэлиар.
Гонщики
Интересно то, что за рулем автомобилей «НИВА» ездили: Пьер Лартиг – 3-х кратный победитель марафона «Париж-Дакар». Жан-Луи Шлессер – Лис Пустыни, участник Формулы-1 и многократный победитель всего и организатор альтернативной «Дакару» гонки “Africa Race”. Джеки Икс — вице-чемпион Формулы-1, шестикратный победитель "Ле-Мана" и победитель "Дакара" 1983 года.
Участникам CanAmTrophy будет интересно узнать, что серия CanAm изначально проводилась в 1979 году на кольцевых трассах.
Там участвовал Кеке Росберг (отец Нико Росберга – пилота Формулы-1) на автомобиле Spyder NF-11 команды Newman-Freeman Racing, совладельцем которой был известный актер и автогонщик Пол Ньюман и Джеки Икс на автомобиле Lola T333CS.
А штурманом боевой LADA NIVA T3 был Сергей Таланцев, который делал трассу гонки «Великая Степь – Дон. 2016». Наиболее опытный штурман в советских и российских ралли-рейдах.
Как это построено?
История подготовки ралли-рейдовых «НИВ» тоже во многом показательна. И наш проект NIVA T1 Superproduction уже сейчас очень быстро идет по правильному пути, отработанному много лет тому назад.
Первая Дакаровская Нива мало чем отличалась от серийной — тот же 1,6-литровый двигатель, расположенный спереди, каркас безопасности, дополнительные баки и емкости для питьевой воды… вот, в принципе, и все!
26 декабря 1978 года с площади Трокадеро в Париже стартовало 80 экипажей на автомобилях, 90 мотоциклистов и 12 экипажей на грузовиках, среди которых были и две Niva Proto! Впрочем, в той, первой гонке, Нива, казалось, особых успехов не добилась — 28 и 42 место. Но это лишь казалось! Ведь в той, первой гонке "Париж-Дакар" до финиша добрались лишь около трети участников, в том числе — и обе Нивы! К тому же в той, первой гонке, еще не было деления на категории — все результаты шли одной кучей! Для сезона следующего, 1980го года, двигатель подвергся значительной модернизации, что позволило вытащить с него 110 л.с. Результат не заставил себя ждать — экипаж Андрэ Троса — Жаки Турон занял уже 19-е место!
В сезон 1981 года Нива вышла уже с новым двигателем — специально подготовленном для "Дакара" 140-сильным 1,8-литровым Starkit, собранном на основе серийного блока, и новым названием — Lada Poch 1800. Команда Жан-Клод Бривуан — Андрэ Делиэр, выигравшие первый этап, и лидировавшие почти все гонку, едва не сошли с дистанции в конце — пробили радиатор, но, в итоге, заняли третье место! Андрэ Троса тоже поднялся на несколько позиций — он занял уже 11-е. На других ралли-рейдах (Париж-Тунис и на Алжирском ралли) Жан-Клод Бривуан уже уверенно брал первые места! Однако тот маленький инцидент с пробитым радиатором показал несостоятельность серийной конструкции для подобных соревнований. Начиналась новая эра…
Гонка 1982 года вообще оказалась поворотной в истории "Дакара" — впервые в соревновании стали участвовать специально подготовленные для ралли-рейдов автомобили, лишь внешне, и то — отдаленно, напоминающие серийных собратьев.
Но уже в новом сезоне — сезоне 1982 года Клод и Бернар Марре взяли успешный реванш, заняв первое место. Остальные верхние строчки турнирной таблицы увенчали Mercedes-Benz 280 GE, впрочем, за небольшим, но очень важным исключением — 2е место заняли Жан-Клод Бривуан и Андрэ Делиэр на почти серийной Lada Poch 1800! В других соревнованиях Андрэ Троса уже обкатывал новый 147-сильный прототип Lada Niva Poch с объемом двигателя, увеличенным до 2х литров. Результаты оказались впечатляющими: ралли Атлас — 5е место, ралли Фараоны — 1е место!
В этом же 1982 году состоялось историческое знакомство Пока с Марселем Моралем — владельцем предприятия Maurelec, который и предложил подружить советскую технику с французской, а, говоря более точно — установить на Ниву V-образную "шестерку" PRV объемом 2,5 литра, и выдающую уже все 180 л.с., причем не на штатное место, как ранее, а в базе — позади передних сидений! Однако, во многом благодаря спешке, в которой готовился прототип Niva SMM, автомобиль получился "сырым", и Жан-Клод Бривуан на Алжирском ралли "еле дотянул" до финиша, заняв всего лишь третье место. Хотя, особо расстраиваться было не из-за чего — Андрэ Троса на Lada Poch 1800 занял первое место.
В 1983 году появиля еще один прототип — Niva Pastis, с турбинированным мотором ROC, выдававшем уже при объеме 2440 см. куб. 290 лошадиных сил! Впервые в истории Советского, с позволения сказать, автоспорта на международных соревнованиях такого уровня, как ралли Фараоны, все три стартовавших Нивы, заняли весь пьедестал первое, второе и третье место! А на "Дакаре" — снова третье место!
К середине 1980х в "боевом" автомобилестроении уже вовсю использовались пластики. Вспомнить, хотя бы, Ладу ЭВА Статиса Брундзы 1987 года, или же — болиды группы Б ралли (Lancia Stratos, Audi Quattro S4) — самого зрелищного автомобильного соревнования тех лет. Веяние времени ни обошло стороной ни "Дакар" — одну из самых высокотехнологичных гонок, ни, тем более — Жан-Жака Пока. И в 1986 году появляется новый спортпрототип на базе советской Нивы, на этот раз Lada Poch с двигателем ROC мощностью 310 л.с. отличалась карбоновыми дверцами, капотом и крышкой багажника, что позволило снизить вес автомобиля и взять Пьеру Лартигу первые места в Тунисском ралли и рейде Лангедок-Русийон, и четвертое на "Дакаре".
Вообще Жан-Жак Пок был отмороженным тюнером. Для итальянского чемпионата по автокроссу он построил Ниву с двигателем от Ferrari! В ней каждое колесо приводилось в движение отдельной цепью.
АвтоВАЗ в 1990-ом году начал собственную ралли-рейдовую программу. Для чего были подготовлен отечественный прототип LADA NIVA T3. Который должен был поехать на супермарафон Париж – Москва – Пекин в 1991 году. Но в силу известных причин, гонка не состоялась.
Кузов автомобиля, в целом, остался без изменений, если не считать усилений в местах крепления двигателя, трансмиссии и подвески. Конечно, согласно требованиям FIA по безопасности, автомобиль оборудован трубчатым каркасом и резиновым баком с пористым наполнителем. Двигатель собран на основе стандартного блока 21213, объемом 1860 см. куб., развивающий мощность в 135 л.с. при 5600 об/мин.
Подвеска — практически без изменений — независимая спереди, зависимая сзади, лишь усилены балки, и вместо одного амортизатора на каждое колесо используется по паре. Довершают картину дисковые тормоза диаметром 304мм, как спереди, так и сзади. Максимальная скорость LADA NIVA T3 сегодня не слишком впечатляет — 170 км/ч, но для советского джипа в 1991 году, когда и "восьмерка" с трудом набирала 160 — показатель весьма неплохой.
Боевое крещение спортпрототип получил в Венгрии на ралли-рейде "Magyar MAVAD Raid-4", и результат был весьма неплохим — 1, 3 и 4-е места! Затем, в рамках подготовки все к тому же "Париж-Москва-Пекин" состоялись испытания NIVA T3 в Каракумах.
Супермарафон "Париж-Москва-Пекин", все же, состоялся на следующий, 1992 год, а в копилке Александра Никоненко и Сергея Таланцева уже было 14-е место в ралли Атлас. Оно словно предопределило судьбу экипажа — на ралли "Париж-Москва-Пекин" Никоненко взял то же 14-е место. В 1995м году, уже Александр Лакеев и Анатолий Кривобоков смогли улучшить этот результат, заняв в марафоне "Париж-Москва-Пекин" 10-е и 11-е места. А за год до этого, эти же пилоты в Бахе Венгрии финишировали дуплетом, взяв 1-е и 2-е место. В том же, 1994м году LADA NIVA T3, целиком и полностью собранная в Тольятти, все же оставила след своих шин в Дакаре, заняв 36-е место в ралли "Париж-Дакар-Париж".
Из любителей в профессионалы
Параллельно профессиональному автоспорту в стране активно развивалось нивоводское движение. Более 16 лет тому назад на молодом и развивающемся ресурсе auto.ru возникла конференция «НИВА», «Автоспорт», «Р3К» и другие. Проходили «Гран-При» auto.ru, джип-спринты, внедорожные ориентирования, ралли третьей категории, клубные ралли, проводящие по правилам Р1К.
Везде участвовали автомобили НИВА в разных комплектациях и разной степени подготовки. Тогда же возникла команда NIVA CLUB Sport, которая выступала под знаменами разных спонсоров.
В 2003 году экипаж Константина Купцова ака KUK и Екатерины Николаевой ака Катя-на-Мерседесе стали обладателями Кубка России по ралли-рейдам в национальном классе и завоевали третье место в Чемпионате России по ралли-рейдам.
Многие нивоводы до сих пор имеют отношение к автоспорту:
Роман Иванов ака GlaZZ уже давно и профессионально проводит технические инспекции, судит и организовывает различные соревнования, участвует в соревнованиях на своем эндуро.
Алексей Иванов ака Alvi главный по приборам, которые выдаются экипажам на ралли-рейдах. Он и сам участвует в марафонах в качестве штурмана.
Кирилл Шубин ака River известный штурман, участник Чемпионата России и Кубка Мира.
Штурман экипажа «ГАЗ-Рейд Спорт» Елена Правдина ака Black Kisa тоже активно участвовала и участвует в соревнованиях различного уровня. Кстати, ей принадлежит знаменитая фраза: Мне по OFF-у Ваш Road
Павел Милосердов ака PashaM, штурман экипажа Suprotec Racing начинал свой путь в автоспорте в руле на автомобиле НИВА.
И вот тут надо сказать несколько слов о …
Нивоводской субкультуре
Она развивалась в рамках конференции «НИВА» на www.auto.ru и нашло свое продолжение в проекте www.nivaclub.ru/. Там была конференция, база участников, взаимопомощь на дорогах, фотоархив и даже нивоводское творчество. А назывался этот проект «Колхоз «Красная НИВА».
Несколько цитат вошли в историю:
• Все нивоводы – это дети и придурки © AntonTs
• Юзеров и маньяков лечат только уколы в голову © AntonTs
• Все нивоводы делятся на дачников, сосисочников, чайников, физкультурников, спацменов, маньяков …
Колхозный ветеринар Евсеев поставил Прибору 14 лет тому назад следующий диагноз: Юзер средней тяжести.
За прошедшее время ничего не изменилось...
Комментарии (0)