Блоги

Норвежский автопром

15.01.2024, 16:01 2023 0 Александр Пикуленко

Говорят, кто забывает свое прошлое, тот не имеет будущего. Наверное, данное утверждение справедливо и в отношении автомобильной истории, вернее, для сохранения тех немногих образцов самоходов для грядущих поколений.  Особенно в такой совсем не автомобильной стране как Норвегия.  Вся история норвежских автомобилей собрана в Норвежском музее истории транспортных средств недалеко от Лиллехаммера. Он невелик по площади, но уникален по экспозиции. Большинство из здешних экспонатов вы больше нигде не увидите. Ведь в начале прошлого века немногие из меланхоличных норвежцев мечтали о создании завода по производству самоходных экипажей.  Всего 16 раз предприниматели пытались начать производство автомобилей в стране, в этом сложном деле отметились   Мустад, и Бьеринг, автомобильный завод Ставерна, Норвежский автомобильный завод и даже фирма Тролль. Эти названия представляют некоторые из норвежских автомобильных марок и заводов, у которых не было будущего. Только один проект был немногим успешнее чем другие. Электромобиль Think, пожалуй, был самым большим автомобильным успехом Норвегии, но он явно опередил свое время.

Ну а теперь настал черед познакомиться с универсалами, фургонами, и даже   концепт-карами норвежских производителей, благо для каждого из них в музее нашлось место. Эти машины доставляли почту, выполняли роль такси, примеряли полицейский мундир. В общем, у каждой из них своя автомобильная судьба.

А пионером местного автомобилизма стал Маркус Хансен Фоссум: он построил свой автомобиль с четырехсильным двигателем на заднем дворе собственного дома, по адресу Акерсгата 47 в Кристиании (сегодня это Осло). Автомобиль зарегистрировали в местном муниципалитете 1907 году. 

В 1919 году автомобильный завод Stavеrn построил первый норвежский грузовик. И он был электрическим. Ничего удивительного, ведь Stavеrn Bilfabrikk занималась разнообразной электротехникой, и её инженеры знали толк в электромоторах, так что первые электрические грузовики были готовы очень быстро. Но после создания десяти электро-грузовиков стало понятно, что батарея штука слишком большая и тяжелая, и компания перешла на бензиновые двигатели. Жаль, что в Ставерне было произведено всего четыре десятка грузовиков до того, как завод не выдержал жесткой конкуренции со стороны иностранного массового производства. Электромобиль открывающий экспозицию бережно хранили в гараже в городе Сандефьорд в течение 40 лет и сегодня это единственный сохранившийся грузовик марки Stavеrn.

Одна из самых интересных попыток норвежского автостроения, была предпринята человеком по имени Кларин Мустад в 1917 году. Он построил необычный автомобиль, скорее автобус, вмещающий 12 человек. Автомобиль имел две оси сзади, то есть с колёсной формулой 6х4 чтобы справиться как с большим количеством груза, так и с разбитыми норвежскими дорогами.

Ханс Мустад прослыл сумасбродом. Его родные вспоминали, что он часто просыпался посреди ночи с идеями о том, как надо сделать машину. Затем он садился за стол и перекладывал свои идеи на бумагу. Автомобиль, который он построил, является одним из самых впечатляющих примеров раннего норвежского автомобильного творчества.

Правда сил хватило всего на один прототип, большого автомобиля по прозвищу "Гигант", но и у него было несколько передовых решений, таких как закрытый кузов, тормоза на всех четырех задних колесах. А ещё поворотные фары, свет которых следовал за движением колес вправо или влево.

Бьёринг был еще одной норвежской маркой с его несколькими автомобилями, построенными в 1920-х годах. Ханс Кристиан Бьёринг задумал и построил уникальный автомобиль, шириной всего один метр. Зимой на автомобиль ставили лыжи спереди и цепи на задние колеса. Заснеженные дороги тогда никто не чистил. Вот поэтому Бьёринг и разработал автомобиль, который вписывался в санные трассы для лошадей.  В то время 90 процентов всего что двигалось зимой по местным дорожкам были санными повозками.

Норвежские военные проявили интерес к автомобилю и хотели купить сотню машин, но потом от заказа отказались. Удалось построить партию из шести машин Bjering, причем первые четыре были с деревянным кузовом. Автомобиль весил всего 300 кг, а двигатель расположили между водителем и пассажиром. Причем место шофера с баранкой было сзади, это позволяло загрузить ведущие колёса.

Ну а потом всё пошло по накатанной колее, решили, что проще заняться сборкой иностранного, так на Норвежском автомобильном заводе в городе Моссе в 30-ые 40-ые, да и 50-ые годы было собрано несколько тысяч автомобилей. Это была отверточная сборка американских автомобилей Plymouth, Fargo и Chrysler.

Сделали и несколько сотен автомобилей Dodge. Форды вообще собирали в нескольких городах. Заводы по производству боеприпасов Raufoss выкатили 2300 грузовиков Volvo для норвежских вооруженных сил.

Кузова для автомобилей, грузовиков и автобусов строили мастерские по всей Норвегии. В архиве Норвежского музея истории транспортных средств лежат документы, с 272 небольших, да и больших заводов.

 

А вот теперь пришла пора рассказать о самой известной попытке сделать собственный норвежский автомобиль до появления Think, это был без сомнения, проект Тролль.

Индустриальное обьединение Troll Plastic & Car планировало начать массовое производство автомобилей в округе Телемарк в 50-х годах.

Существует несколько версий, почему команда Telemark так никогда не смогла делать автомобиль Тролль серийным.

Ходили упорные слухи, что правительство где большинство были лейбористами, не было заинтересовано ни в каком норвежском автомобиле, потому что это могло помешать правительственному контракту с Советским Союзом. Собственно, сделка заключалась в том, что Норвегия импортирует большее количество автомобилей из Восточного блока в обмен на норвежскую рыбу. Началось это с поставок М-20 Победа.

Кузов из стекловолокна и спортивный дизайн, предоставили Троллю особое место в истории норвежского автопрома. Удивительно, но единственный сохранившийся экземпляр был найден у торговца металлоломом в Соединенных Штатах и привезен в Норвегию в 1995 году.

Последним норвежским автомобильным заводом, который выбросил полотенце, был Think.   Ларс Рингдал был владельцем фабрики пластмасс в Аурског-Хёланде, и захотел начать массовое производство электромобилей. В музее стоит его экспериментальный автомобиль 1972 года. Рингдал тогда взял электромотор от стиральной машины

Последняя модель автомобиля Think была разработана с помощью Porsche в 2008 году и могла бы стать норвежским электромобильным успехом. Дизайн был в порядке, и технология была на месте. Но фабрика Think, вероятно, на несколько лет опередила свое время со своими электромобилями

Идея заключалась в том, чтобы построить небольшой электромобиль. Типичный второй автомобиль, как сейчас используют многие компактные электромобили. Первые машины Тинк City вышли в 1997 году.

Построить современный автомобиль - это сложное дело, особенно трудно было выполнить все требования по безопасности. Но Think удалось стать первым производителем автомобилей в мире, получившим одобрение на такой компактный электромобиль.

Большая часть технологий, разработанных в то время для Think, была совершенно новой и революционной. Завод мог бы производить 100 автомобилей в день, но всего было выпущено 3000 автомобилей.

Это был маленький пластиковый электромобиль, который, безусловно, привлек бы внимание людей, если бы вы вынесли его сегодня на дорогу.

К счастью, после банкротства, появилась иннициативная группа бывших сотрудников Think. Они сделали всё, чтобы сохранить его историю. Поскольку никто больше не нуждался в автомобильном заводе, то договорились, что правительство поможет перенести всё в Музей транспортных средств.

Вот почему теперь вы можете отправиться в Лиллехаммер и познакомиться со всей историей Think, включая самые интересные машины.

 

В материале использованы документы из архивов музея.

Фото автора.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)