Отец «Татры»
Неизвестный широкой публике австрийский пионер автомобилизации Ганс Ледвинка значительно продвинул некоторые автомобильные технологии и инженерные решения. Вплоть до того, что вдохновил на создание конструкции народного автомобиля своего соотечественника Фердинанда Порше. Ну а в истории он остался как отец «Tatra».
Родился Ганс Ледвинка в 1878 году в небольшом городке Клостернойбург, что недалеко от Вены, которая тогда была столицей Австро-Венгерской империи. Мальчик с юного возраста тяготел к технике и по окончании гимназии отправился постигать техническую науку в Государственную промышленную школу, где и получил диплом инженера.
Работу молодой специалист нашел довольно далеко от родного дома. Ему пришлось отправиться в Моравию в город Копрживнице. Здесь расположилась компания «Nesseldorfer-Wagenbau». Она делала кареты и железнодорожные вагоны.
Как бы это ни показалось странным, но инженер Ледвинка был назначен на должность дизайнера. Шел 1896 год, и мир уже бредил автомобилями. Именно в это время на заводе встретились два неординарных человека Эдмунд Румплер и Ганс Ледвинка. Энтузиасты начали стучаться в дверь начальству, чтобы им разрешили создать автомобильный отдел. И руководство, устав объяснять, что автомобиль — это несерьезно, кивая аж на Кайзера Вильгельма, махнуло рукой и дало ребятам «карт бланш».
Началась работа над автомобилем. И это была не просто машина, а гоночный болид «Nesseldorfer» для графа Теодора фон Либиха. Правда мотор позаимствовали у «Benz». С его двенадцатью лошадиными силами он разгонялся до девяноста километров в час.
Все шло неплохо, но тут проявился очень непростой характер Ледвинки. И он, поссорившись с директором завода, отбыл в Вену.
Прошло несколько лет, и в 1905 году новое руководство завода уговорило Ледвинку вернуться. Уж очень неординарными и опережающими время были разработанные им конструкции. Вернувшись, Ганс создает «Nesseldorfer Type S». Эта модель с трехлитровой четверкой была абсолютно инновационной. На двигателе стояли верхние клапаны, которые приводили в действие кулачки распредвала, и полусферические камеры сгорания.
В 1912 году он становится главным конструктором и начинает строить «Nesseldorfer TypeU» с рядной пятилитровой шестеркой, верхним распредвалом, искровым зажиганием и карбюратором с горизонтальным потоком. Мотор стоял на лестничной раме с полуэллиптическими рессорами. А еще «TypeU» был одним из первых автомобилей с тормозами на передних колесах. Машина получилась очень надежной. И, встав на конвейер в 1915 году, продержалась там до 1925 года. Правда, последние два года она называлась «Tatra 10».
Но а неуживчивый и неугомонный Ганс опять разошелся во взглядах с ретроградами из руководства и в 1917 году покинул Копрживнице.
Его с распростертыми объятиями приняли на «Steyr», где он и проработал до 1921 года.
Тем временем Австро-Венгерская империя распалась после поражения в Первой мировой. Компания «Nesseldorfer» оказалась в новой Чехословакии. И ее на волне подъёма национального самосознания переименовали в честь самых высоких горных вершин Моравии. Она стала «Tatra».
Кстати, сам Ледвинка очень хотел вернуться, но переговоры были трудными. Ганс гордился, что он австриец и говорил только по-немецки, читал и писал тоже. Чешский язык учить отказывался наотрез. А это было неприемлемо для молодой страны.
Именно в это время и пересеклись пути двух великих автомобильных конструкторов. Один из которых уведет у другого идею компактного массового автомобиля. Понятно, что это был Фердинанд Порше.
Приход Ганса Ледвинки на «Tatra» был осознанным. Там ему дали «зеленый свет» для реализации проекта небольшого и дешевого автомобиля. Ведь на «Steyr» про это даже говорить не хотели. А в Копрживнице его поддержали. В 1923 году появилась потрясающая машина «Tatra-11». У нее под капотом был двухцилиндровый мотор с воздушным охлаждением, а несущим основанием была хребтовая рама. То есть, к большой трубе крепились все агрегаты, подвеска и кузов. «Tatra-11» получилась удивительной машиной: удобной, простой и соответственно надежной. И что немаловажно в небогатой послевоенной Европе недорогой.
В конце двадцатых Ледвинка оказался на вершине успеха. А тут еще на «Tatra» в качестве подкрепления взяли его сына Эриха и немецкого инженера Эриха Уберлакера. Это совпало с началом аэродинамического периода легковых машин «Tatra».
Ледвинка тогда поддерживал тесные отношения с венгерским инженером Паулем Яраем, основателем компании «Stromlinien Karosserie Gesellschaft». Участвуя в проектировании знаменитых дирижаблей «Zeppelin», Ярай стал основоположником автомобильной аэродинамики, которой автропроизводители в то время вообще не уделяли внимания.
Сотрудничество всех этих несомненно талантливых людей и привело к рождению самых неординарных и ставших культовыми довоенных машин «Tatra».
А в 1931 году Ледвинка начал работу над прототипом массового автомобиля эконом-класса. Ему был присвоен заводской индекс «V-570». Хотя надо признать, что основную работу над этой машиной взял на себя сын Эрих.
С самого начала новая «Tatra» задумывалась как автомобиль заднемоторный с оппозитным двигателем воздушного охлаждения и несущим днищем. Кузов был обтекаемым, тут была видна рука Ярая.
Кстати, последний прототип «V-570» был продан, и его владелец в течение 30 лет ездил на нем каждый день. Потом передал его в музей «Tatra». Но выпуск серийной машины так и не состоялся. Руководство решило, что производство больших и роскошных машин гораздо прибыльнее.
И в 1934 году миру явили «Tatra 77». Естественно, она произвела фурор своими линиями, которых еще не видели в серийных автомобилях. У заднемоторной «Tatra» была привычная хребтовая рама и огромный V-8 с воздушным охлаждением мощностью 77 л.с. Передняя и задняя подвеска независимая. А еще одной особенностью этого незаурядного во всех отношениях автомобиля стало широкое использование легких магниевых сплавов.
В 1936 году Ганс Ледвинка еще раз заставил говорить о себе. Появилась «Tatra-87» – апофеоз заднемоторного обтекаемого автомобиля. На одной из выставок на стенд «Tatra» зашел фюрер и сопровождающий его Фердинанд Порше. Они пообщались. Гитлер даже заметил, что новые «Tatra»– это автомобили для его автобанов. Пресса поработала на славу, и фотографии облетели весь мир. Потом это аукнется Гансу.
В этом же году на конвейер в Копрживнице наконец-то встала и народная машина. Это была «Tatra 97». С первого взгляда нетрудно заметить, как много общего у «Volkswagen Kafer» оказалось с этим автомобилем. Что, конечно, не осталось без внимания. И чехо-словаки подали в суд. Он тянулся долго. Решение было принято только в 1961 году. Было признано, что налицо патентное пиратство и «Volkswagen» был вынужден выплатить три миллиона марок.
Но это было потом. А пока история распоряжалась по-своему. В 1939 году гитлеровские войска вторглись в Моравию. Для «Tatra» это стало большим ударом. Завод перешел под контроль Германии. И хотя легковые «Tatra» продолжали делать до 1942 года, основной продукцией стали грузовики.
Вторая мировая война положила конец успехам, да и карьере Ганса Ледвинки. Ведь его конструкторское бюро работало и над военной техникой. После победы Чехословакия вошла в соцлагерь, а Ледвинка был отправлен в тюрьму, где и провел долгие пять лет. После освобождения он отказался вернуться на «Tatra», которая тем временем стала народным предприятием, и уехал в Западную Германию. Где вполне успешно работал на «Steyr-Daimler-Puch», а потом и на «Bosch».
А инженеры «Tatra» тем не менее продолжали дело Ганса Ледвинки. И в конце 50-х была создана модель «603», лимузин советских времен. Необычный силуэт, высокий комфорт, и воздушная восьмерка сзади. Это был, пожалуй, лучший автомобиль представительского класса в Восточной Европе. Вот так, оставаясь в тени социалистических свершений завода «Tatra», Ледвинка прожил долгую жизнь и умер в 1967 году.
Материал создан на основе документов архива музея «Татра».
Фото из архива «Татра».
<a href=https://omgto3.com>omg онион</a>
Terrie Morin, 60, and her husband, Dave, were at the barber shop when they heard about a raging wildfire making headway toward their Camarillo home on Wednesday morning.
The couple were hosting two guests at the time, but because their guests worked late, Morin suspected they slept through the residence’s fire alarms.
“I run in the house, and I’m banging on the door, and they did not hear me. They were knocked out,” Morin told CNN. “Get the dog. Get out of here. You don’t have time, just get out!” she recalled telling them.
https://omgto3.com
omg даркнет
Ten minutes later, Dave noticed sparks in their backyard. The temperature was also picking up.
“It was hot. It was so hot,” Morin recalled.
Dozens of homes in California’s Ventura County were set alight in a sweeping wildfire that burned through thousands of acres of land in just a matter of hours midweek –– prompting authorities to send more than 14,000 evacuation notices across the region.
The Mountain Fire began early Wednesday and was driven by winds gusting over 60 mph. The flames have seared through more than 20,485 acres of land, according to Cal Fire.
The families who evacuated at a moment’s notice, some who say they have now lost their homes, must deal with other losses that can also be devastating, from daily essentials like medications and shoes to meaningful possessions such as sculptures and artwork, to treasured keepsakes from the birth of a child or the life of a parent.
At least 132 properties have been destroyed by the fire, while 88 have been left damaged, Ventura County Fire Department officials said Thursday evening. Ten damage inspection teams have been deployed to inspect structures along the path of the blaze.
Ten people endured non-life-threatening injuries from the Mountain Fire, which are mostly related to smoke inhalation, Ventura County Sheriff Jim Fryhoff said.