Советский джип
Он сразу подкупает удивительной честностью форм, настоящий трудяга и солдат. Ему наряду с Willys MB и Ford GPW быть бы в героях Второй мировой войны, но до победных салютов наша армия получила до смешного мало этих автомобилей. Хотя фронтовое прозвище ГАЗ 67 все-таки получил. Солдаты прозвали его «Иван Виллис».
И напрасно западные историки ищут в нем заимствования от американских джипов. Конструкторы Горьковского автозавода, конечно, знакомились с конструкцией американских вездеходов. Копируй – не хочу. Тем более, что такой путь тогда приветствовался. Но ГАЗ 67 получился другим.
Вытянуть подсос, повернуть ключ в замке зажигания, а дальше нащупать на моторном щите чуть выше педали газа кнопку стартера. Двинемся с приличным усилием, выжимая педаль сцепления с аршинным ходом.
Расположение передач здесь нормальное, первая влево от нейтрали и вверх, вторая вниз, третья вправо через нейтраль и вверх, четвертая вниз. Задний ход еще дальше и вниз. Чтобы его включить надо поднять собачку на рычаге переключения. Все как на грузовике ГАЗ 51.
Кстати, 51-я машина готовилась к производству еще в 30-е годы. Начать выпуск помешала война. Но в ГАЗ 67 от этого малоизвестного опытного образца многие детали имеют партномера, начинающиеся на 51.
Конечно, коробка четырехступенчатая, но без синхронизаторов. Вещь немыслимая даже в грузовом автомобиле того времени.
Навыки двойного выжима сцепления при переключении передач вверх и перегазовке при переходе на нижние ступени осваиваешь далеко не сразу. И коробка всякий раз отзывается противным скрежетом.
Невероятно тяговитый мотор, его позаимствовали у полуторки ГАЗ ММ, прощает ошибки выбора передач. Ведь сегодняшних избирательности и четкости включения невозможно требовать от машины, которой от роду семь десятков лет.
Но самое яркое впечатление – это руль без гидроусилителя. На бездорожье он вырывается из рук, как непослушный ребенок.
Поскольку попавшая нам в руки машина из последних серий, обод ее трехспицевого руля имеет карболитовую отделку. А в 43-м, когда вместе с главными корпусами немцы заодно разбомбили и карболитовый завод, конструкторы за сутки спроектировали обходной руль с деревянным ободом и четырьмя спицами. Диаметр его составлял не заложенные в техническое задание 425 мм, а всего 385. Вот уж его приходилось крутить изо всех сил, делая полный оборот в четыре перехвата, судорожно цепляясь за спицы. Это была та еще тренировка мускулатуры!
Зато трехспицевое рулевое колесо оказалось настолько удачным, что его практически без изменений унаследовали не только вездеходы ГАЗ 69 и УАЗ 469, но и все семейство горьковских грузовиков до 80-х годов, включая даже БТРы.
Напольные педали естественная для тех лет вещь, но эти явно располагали в расчете на езду в валенках. Перед глазами встает картина, ГАЗ 67, за рулем солдат в валенках, полушубке и шапке-ушанке с автоматом ППШ.
Этот автомобиль мог стать одним из символов Победы, таким же как танк Т-34. Но его место по жесткой логике войны занял Willys MB. И те редкие ГАЗ 67, которые стали появляться в войсках в конце 1943 года, погоды не сделали.
Повоевать как следует 67-ому удалось немного позже на тридцать восьмой параллели Корейского полуострова в 1950-53 годах, где американские джипы, специально расконсервированные со складов Японии, выступали в роли противника.
Наш 67-й позднего образца. У него четыре поперечных лувра. А еще в момент реставрации в этот автомобиль внесли не очень заметные, но важные с точки зрения безопасности усовершенствования: гидравлический привод тормозов взамен механического.
Тормоза были самым слабым местом в конструкции вездехода, что отмечали даже в испытательных отчетах того времени. Принципиальная разница американского и нашего вездехода кроется в подходах к их проектированию. Американцы строили легковой автомобиль повышенной проходимости, к тому же ограниченный жесткими массогабаритными лимитами. Наши же держали в уме грузовик и сотворили, по сути, маленький тягач и по проходимости, и по тяговым возможностям. Даже несмотря на кондовость и сырость конструкции. Да что там Виллис, ГАЗ 67 вполне успешно тягался с германским полугусеничным вездеходом NSU К 101, заподозрить в котором автомобиль вовсе невозможно.
Идеология тягача проступает в мелочах. Обратим внимание на переднюю подвеску. Мост зажат между концами четырех четвертьэллиптических рессор. Угол въезда мог быть 90 градусов. Фактически 68. Но это тоже неплохо. Поскольку перед колесами 67-го нет выступающих деталей.
Предполагалось, что горьковский вездеход сможет форсировать полуметровые вертикальные стенки и не без оснований. Недостаток при этом был один, из-за грузовых передаточных чисел мотор ГАЗ 67 постоянно трудился при повышенной нагрузке и нещадно жрал топливо. Но ведь в конце концов это не так уж важно. В бак лили не высокооктановый бензин, какой требовал Виллис, а сермяжный А-66, а то и грозненский 2-го сорта с октановым числом от 55 до 60.
Сегодня в Москве и А-80 дефицит, приходится искать его в провинции, и, выставив более позднее зажигание, худо-бедно ездить. 15 литров на 100 километров – таков эксплуатационных расход топлива ГАЗ 67, если, конечно, на крюке у него нет 57-противотанковой пушки ЗИС 2. Это орудие весом в тонну двести вездеход легко таскал не только на испытаниях, но и в войсках.
Так что автомобиль, сделанный в тяжелое время, очень компромиссный. Ведь его лепили из того, что было под рукой. И вспомним, что Горьковский автозавод вместе с фордовскими лицензиями унаследовал и идеологию старины Генри. Легковая и грузовая машины росли из одного куста. К тому же шасси ГАЗ 64 и ГАЗ 67 шли для установки бронекузовов БА 64. Их во время войны фронт получил свыше 8 тысяч, тогда как вездеходов около двух с половиной тысяч.
После войны история ГАЗ 67 продолжилась. Военные потребовали создать на его базе малую амфибию. Причем, конструкцию разработали в НАМИ и отправили для производства в Горький. Машина была сконструирована из рук вон плохо. И главному конструктору ГАЗа Андрею Александровичу Липгарту пришлось несладко. Машину, конечно, сделали. И за нее даже дали Сталинскую премию. Но потом основной заказчик, а им была Красная Армия, закатил грандиозный скандал. Премию отобрали, Липгарта сослали рядовым инженером в Миасс на УралЗиС. Хорошо хоть не посадили.
А ГАЗ 67 в те послевоенные годы стал действительно массовым вездеходом. Он трудился в колхозах и на предприятиях, служил в Армии и милиции. Ими управляли те же немногословные, немного суровые, крепкие водители, летом прищуривающиеся от пыли, а зимой пристраивающие на открытый ГАЗ 67 самодельные будки, которые хоть как-то спасали от мороза.
Большинство доживших до наших дней ГАЗ 67 послевоенных лет выпуска.
Материал создан в содружестве с Д. Орловым
Фото из архивов ГАЗ.
<a href=https://bs2shops.net>СЃРїСЂСѓС‚</a>
In a country best known for its soaring skyscrapers, modern architecture and sprawling desert, wildlife isn’t always what comes to mind when people think of the United Arab Emirates (UAE). But Dubai-based photographer Anish Karingattil is determined to change that.
Originally from India, Karingattil moved to Dubai 17 years ago and began photographing wildlife shortly after, specializing in macro photography, using extreme close ups. Highlights of his stunning portfolio of images, taken across the seven Emirates, include a scorpion with her babies, an Arabian horned viper hiding in the desert sand, and two black and yellow mud daubers covered in dew drops.
https://www.bs2tor.info
блэк спрут
“Photographers get to tell a story through images,” Karingattil says. “Macro photography allows me to see life and the world around me in a brand-new way.”
Despite its hot climate and harsh desert, the UAE is home to over 1,000 plant and animal species. The waters around the country are home to the largest concentration of Indian Ocean humpbacks dolphin in the world, and the second-largest population of dugongs, after Australia.
With the UAE’s president recently extending the country’s “Year of Sustainability” into 2024, Karingattil uses wildlife photography as a method of capturing the country’s biodiversity and sharing it with others.
While interior design is his full-time job, “herping” is his passion. “Herping is the act of observing, studying, and photographing reptiles and amphibians in their natural habitats,” says Karingattil. “It is a popular hobby among nature enthusiasts and wildlife photographers who are fascinated by the diversity and beauty of these creatures.”