Блоги

VOLVO-240 полвека

20.06.2024, 22:54 945 2 Александра Александра

Год 1974-й. Группа «АВВА» взорвала конкурс Евровидение песней «Ватерлоо». Заговорили о шведском. Во всём: в музыке, дизайне, семье, автомобилях. Volvo двухсотой серии представал ярким примером данной тенденции.

Рано или поздно каждый из нас доживет до той поры, когда автомобили, окружающие его, станут историей. Вот и я дожил.  Еду на Volvo 240, немыслимого цвета — не синего и не сиреневого, однако поразительно гармонирующего с багряными московскими закатам. А вот когда история этой машины только начиналась, то есть в тот день, когда его впервые представили прессе. Тогда почти полвека тому назад чартерным рейсом журналистов доставили из Торсланда в небольшой городок Борленге, где их поджидали новенькие Volvo 244, все как один... оранжевого цвета. В соответствующих оттенках были выдержаны салон и багажное отделение автомобилей. Оранжевый служил на заводе техническим цветом, в него обычно окрашивали полигонные образцы. Признаться, мне никогда не приходилось встречать оранжевую двухсотую Volvo на обычной дороге.



Мой хороший товарищ, известный автомобильный историк Денис Орлов, когда я сообщил ему о предстоящем юбилее, повел плечами: «Ну и что? Вот 144-я, другое дело, этапная была машина, а двухсотая серия — это же производная от 144-й!» Так-то оно так. Действительно, шведы умудрились вторично использовать кузов от машины, к тому времени выпускаемой восьмой год. Чтобы затем выпускать его еще 19 лет! Неужели это не достойно внимания? Двухсотой серии суждено было выступать флагманом шведской марки в период, когда крупнейшие рынки теряли из-за энергетического кризиса и из-за наплыва японцев. Двухсотая серия с честью свою задачу выполнила. Это был первый автомобиль марки Volvo с «Мак-Ферсоном» и реечным рулем, и первый, куда шведы установили двигатель V6 и где применили продекларированные незадолго до того принципы комплексной пассивной безопасности. Наконец, за свою долгую конвейерную жизнь двухсотая серия даже примерила передовые методы сборки — на заводе в городе Калмар подвесной конвейер заменили роботизированными платформами, перемещающимися по цеху по командам уложенного в полу индукционного кабеля. Меж тем, двухсотой серии могло и вовсе не быть. В рамках проекта P1560 вынашивались планы постройки по-настоящему крупной модели с мотором V8 — с прицелом на главный рынок, американский. Посмотрите на прототип безопасного Вольво — в нем были «зашифрованы» черты будущей серийной модели. По европейским меркам он непомерно велик: пять с половиной метров! Расчёт был, в общем-то, точный: в 1973 году компания впервые продаст в США машин больше, чем в Швеции. Притом, что и дома дела шли как нельзя лучше. Никогда прежде Volvo не занимала такую долю на рынке — 26,4%.



Однако крохотная скандинавская фея нашептала главе компании Перу Гулленхаммару, и он принял решение с большой моделью повременить, вместо V8 делать V6 (заключив сепаратное соглашение с французами), а за основу принять кузов от серий 140 и 160. Это было, между прочим, одно из первых крупных решений господина Гулленхаммара на посту президента — он заступил на эту должность в 1971 году. Решение, безусловно, счастливое, поскольку 6 октября 1973 года жахнул арабо-израильский конфликт, цены на нефть взлетели, и те компании, что готовили к сезону-1974 машины с V8, почувствовали себя крайне неуютно.

Примечательно, что «двухсотка» едва не подорвала веру в один из шведских устоев — высокое качество. Первые образцы удивительно быстро ржавели, салон рассыпался на ходу. Такой вот неприятный подарок к своему 50-летию преподнесла компания. В 1977 году общие объёмы производства сократились с 296000 до 225000 автомобилей. По Швеции пошла гулять шутка «Volvo — самый быстрый в мире трактор». На что Ян Вилсгорд, главный дизайнер компании с 1950 по 1990 год, согласно кивнул: «Ну да, 240-я немножко угловатая и медлительная, как и сами шведы». Разве возразишь? Хотя, 14 апреля 1977 года, в день юбилея компании, увидела свет особая серия Volvo 244DL с табличкой «Volvo 1927 — 1977» и подписью Пера Гулленхаммара. Мало какая из европейских марок так отмечала юбилеи — это был американский опыт. «Детские болезни» двухсотой серии к тому времени уже были искоренены и быстро забылись — действительно, как дети забывают, как им вырезали гланды или перенесли ветрянку. А тут еще на Volvo-240 посыпались и призы: британский Don Safety Trophy, всеамериканский American National Environmental Industry Award и отдельно — титул самого чистого автомобиля от Калифорнийского совета по охране воздушных ресурсов. Американская National Highway Traffic Safety Administration отбирает Volvo-244 в качестве образца для формирования перспективного стандарта безопасности.



Пришедший в 1975 году универсал Вольво-245 не был совсем уж новой машиной. Эта тоже была глубокая модернизация. Но именно он стал самым успешным универсалом фирмы и продержался на конвейере до мая 1993 года, не дожив 7 месяцев до своего двадцатилетия. За это время было сделано 994 тысячи машин. И самое главное – это репутация. Машины этой серии во всем мире стали считать очень прочными, очень надежными и очень безопасными. Кроме внушительного внутреннего объема и возможностей трансформации салона на этой серии появился и новый мотор, пожалуй, один из лучших в те времена. V-образная шестерка мощностью 140 л.с. А в 80-м появилась и турбочетверка мощностью 140 л.с.

В нашей стране Volvo двухсотой серии (242-я с двумя дверьми, 244-я — с четырьмя и 245-я — пятидверный универсал) стали олицетворением надёжного, нерушимого достатка. «Вольво» — не «Волга». Не ведали мы, что двухсотая серия приглянулась и Эрику Хонеккеру, и что ГДР, помимо специальных лимузинов для самого Хонеккера и его приближённых, для чиновников помельче закупила напрямую в Калмаре еще 1000 седанов 244. Притом, что оснащались они экономными четырёхцилиндровыми моторами, внешне выглядели как пафосные шестицилиндровые 264. И берлинский пригород Вандлиц, где квартировала элита ГДР, быстро прозвали «вольвоградом».


В советских руках «двухсотка» представляла хозяина прогрессивно-мыслящим, либерально-в меру-прозападным представителем нового поколения партийных рядов (кавказские торговцы с Центрального рынка все же предпочитали более пафосный Mercedes-Benz). Понятно, что такому автомобилю прямая дорога в классическую литературу. У Василия Аксёнова, в «Скажи изюм» один из выдающихся мастеров четвертого поколения советского фото Андрей Евгеньевич Древесный ездит в серебристом «Вольво» — и даже не сомневаешься, в каком! «Седина на висках и запущенные как раз к покупке «Вольво» усики прелестей ему не убавили, а, напротив, привнесли в гармонию еще дополнительный какой-то («антисоветский», как иногда по пьянке говорили друзья) шарм. 39 000 км на спидометре авто Древесного — очевидно неслучайная деталь, с отсылом к конкретному прообразу. Право, Volvo-240 очень аксёновский автомобиль. Хотя, в руки неверных ленинцев он чаще всего попадал в куда более заезженном состоянии, однако это еще ни о чём не говорило: все знали, что Volvo вечен, как густобровый старец на трибуне. В моей памяти они мирно ужились один с другим.   

В статье использованы пресс-материалы фирмы Volvo.    Фото Volvo.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (2)

  1. Helenpah (Kaohsiung Municipality) 3 часа назад #164854 Цитировать Ответить 0
    Are ye within the heart of planning a distinctive occasion in Phoenix and feeling swamped by the myriad of specifics to think about? Look not any farther! Our crew at <URLS> is right here to create ur occasion organizing knowledge an wind.

    When itt comes to occasion leases in Phoenix, we've got u insured. From sophisticated wedding leases to top-notch business affair setups, we present an different selection of hire options to match any event. Whether you're within need of tables, chairs, tents, or occasion furniture, our inventory has it all. And tha best component? Our rentals are budget-friendly, ensuring that ye can produce teh affair of your dreams without breaking tha bank.

    Organizing an additional outdoor event in the beautiful Phoenix weather? Our spacious tent leases are perfect for any outdoor meeting, providing shade and shelter for your guests while yet permitting them to delight in tha sunshine. Plus, our occasion hires aren't limited to just Phoenix – we also serve teh surrounding areas, including Scottsdale and beyond.

    Looking to add a touch of elegance to your event? Our premium event furniture rental choices are positive to impress. From stylish seating to smooth tables, our furniture leases will elevate teh ambiance of your event and leave a lasting impression on your guests.

    So why stress about affair arranging when you can leave it to teh experts? Contact <Event>Rentals Phoenix] today to learn more about our affordable hire choices and start organizing tha event of an lifetime! <a href=https://www.southwestteepeerental.com/contact>event rentals phoenix</a>
    1. RichardEnsup (Cotonou) вчера в 08:32 #164819 Цитировать Ответить 0
      ison.geor4@gmail.com