Блоги

Жми на педаль

11.12.2023, 12:56 24976 0 Александр Пикуленко

Если подойти к старому автомобилю и заглянуть в его кабину, то помимо давно привычных руля и сидений, можно отыскать массу неожиданных устройств. На некоторых транспортных средствах было не три педали, а шесть, из торпедо торчали странные рычаги, а под рулевой консолью прятались рукоятки, назначение которых сейчас трудно объяснить. Современный водитель без вводной лекции вряд ли смог бы завести автомобиль из начала прошлого века и уж тем более благополучно доехать на нем до места назначения. В общем, несмотря на кажущуюся простоту конструкции, управлять старыми автомобилями было непросто. От шофера требовались специфические знания для обслуживания транспортного средства и ловкость для того, чтобы орудовать шестью педалями одновременно вместе с другими рычагами и переключателями. Подавляющее большинство сложных операций, таких, как умение выставить опережение зажигания, регулировка клапанов, приготовление смеси, сейчас взяла на себя автоматика, и от водителя перед поездкой теперь требуется только повернуть ключ в замке зажигания. А ещё на сегодняшний день все автомобили обладают общими функциями. Каждая машина имеет определенный набор органов управления, позволяющий удобно и безопасно ехать, не обращая особого внимания на работу рулевым колесом, педалями и рычагом переключения передач. Но так комфортно было далеко не всегда. Первые автомобили строились конструкторами по своим соображениям и по удобству сборки машин. Расположение педалей в автомобилях изначально и вовсе не было сложной задачей для производителей.

К примеру, в первом самоходе Бенца, выпущенном в конце 80-х годов XIX века, педалей не было вообще. Вот как это было сделано, на первом в мире автомобиле, то есть на Benz Patent-Motorwagen. Водитель имел в своем распоряжении поводок вместо рулевого колеса и рычаг газа и нейтрали, а заодно и рычаг тормоза. Однако именно такое расположение рычагов и ручек не всегда можно было найти в других автомобилях. В тот пионерный период каждый конструктор сам решал, как ему сделать органы управления и как их расположить. Педали в автомобилях Benz, да и Daimler тоже появляются только на рубеже XIX и XX веков. Водитель теперь может сосредоточиться на движении, но ему все равно приходится одной рукой управляя уже круглым рулевым колесом другой все время двигать рычаг опережения зажигания, а ногами управлять газом, тормозом и педалью сцепления. Практически каждый производитель самоходных экипажей использовал свои собственные решения, например педаль акселератора часто размещали посередине.

Еще более сложную систему управления использовал Генри Форд в своей модели T - в ней не было педали газа, эта функция была отдана рычажку справа от рулевого колеса. На полу же было три педали. При запуске водитель нажимал на левую педаль и автомобиль начинал медленно двигаться, потом водитель добавлял газ рычажком на рулевом колесе. Средняя педаль использовалась для включения заднего хода, но только после полной остановки автомобиля, это было сделано для того, чтобы не было случайного включения заднего хода при движении вперед. Правая педаль отвечала за тормоза.

А вот сегодняшней общепринятой системе мы обязаны немецкой армии. В 1908 году там было принято решение об унификации расположения педалей в военной технике – а затем был введен сегодняшний порядок: сцепление слева, тормоз по центру, газ справа.   Идея заключалась в том, что армейские водители не будут ошибаться во время вождения, независимо от того, с каким транспортным средством они имели дело раньше. Причем на педалях частенько штамповали надпись, она не только информировала о назначении, но и обеспечивала лучшее сцепление. Интересный факт - педаль акселератора всегда была плоской.

Педали сегодня самый недооцененный элемент в автомобиле. Современный автомобилист знает только то, что они есть. Мы не думаем об их форме или как они работают, мы пользуемся ими интуитивно и почти никогда не смотрим туда, где они установлены, если конечно мы не пылесосим салон и чистим коврики. Мы также не задумываемся об их функционале, ведь мы точно знаем, что слева это сцепление, в середине - тормоз, а справа - газ. Это решение отлично работало до конца 30-х годов, когда появились первые автоматические коробки передач - начиная с американских автомобилей. Педаль сцепления стала в них ненужной. Но пришла и неожиданная опасность. Водители, которые пересели из автомобилей с механической коробкой передач на "автоматические машины", не сразу избавились от рефлекса жать на педаль сцепления. Было много несчастных случаев, когда водитель рефлексивно искал сцепление во время езды, а потом левой ногой сильно нажимал на педаль тормоза. Автомобиль вставал как вкопанный, и в него вьезжала машина, которая двигалась сзади. Так что в автомобилях с автоматической коробкой передач мы не найдем третью педаль, сцепления здесь нет, и наша левая нога просто опирается на площадку во время движения.

А вот на Mercedes 50-х годов, только широкая педаль тормоза и газ. Педали сцепления нет, потому что это так называемая система Hydrak автоматическое гидравлическое сцепление, правда это была очень ненадежная конструкция. В эти же годы на американских автомобилях можно было увидеть ещё одну педаль, имеющую очень интересное назначение. Это был привод централизованной системы смазки элементов подвески. Через каждые 200 километров пробега, требовалось нажимать по три раза на педаль механического привода насоса, который шприцевал жидкую смазку в шкворни и другие механизмы подвески. Смазка циркулировала в отдельной системе из резиновых патрубков, которую требовалось заранее заправлять маслом. Правда, работала система не лучшим образом и в последующие годы от нее отказались. Еще одна педаль отвечала за переключение света фар с ближнего на дальний. Механический привод находился слева от сцепления и производил переключение реле, меняющего порядок работы ламп в фарах. При встречном разъезде водитель не тянул за подрулевой рычаг, как сейчас, а топтал крошечную клавишу под ногами, и нити в фарах переключались. Сегодня, когда большинство автомобилей оснащены автоматическими коробками передач, у них только две педали - газа и тормоза.  А для все более популярных электромобилей это аксиома. И что интересно в основном для езды там пользуются одной педалью.

Скорее всего, через несколько лет стандарты управления сильно поменяются. Производители автомобилей начнут отказываться от привычных способов организации управления и внедрять новые технологии. К примеру, в некоторых концернах уже есть разработки авто, которые считывают дорожные знаки и не позволяют водителю нарушать скоростной режим. Также существуют новые модели автомобилей, которые могут автоматически тормозить перед препятствием, ехать на автопилоте в пробках и спасать внезапно возникающих на дороге людей или животных. Такие разработки приведут к следующему. Когда появятся автономные автомобили без педалей (или с выдвижными педалями), история автомобильной промышленности пройдет полный круг, вспомним первые автомобили. В 19 веке у них также не было педалей.  Это очень вероятно. Уже сейчас концептуальные автономные автомобили, то есть те, которые могут двигаться без участия водителя, имеют трансформируемые педали - когда автомобиль переходит в полностью автономный режим, педали (газ и тормоз) отодвигаются в сторону или полностью прячутся, чтобы увеличить пространство для ног. Все функции водителя перенимают на себя управляющие компьютеры - автомобиль ускоряется там, где это возможно, замедляется там, где это необходимо, останавливается на светофоре, реагирует на ситуацию на дороге.

И вот в чем вопрос: сколько педалей останется в машине – две, три, или, может быть, они вообще исчезнут?

В тексте использованы материалы из архивов. ФотоWikipediaи автора.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)