Блоги

Звёзды бьют рекорды

31.07.2024, 16:09 14952 0 Александра Александра

Удивительно, но уже в 1946 году, в СССР состоялись первые официальные заезды рекордного автомобиля «Звезда». Гонщик Александр Пельтцер установил на нем всесоюзный рекорд скорости в классе 350 куб.см. — 140 км/ч.

Автомобильным спортом Александр Пельтцер начал заниматься еще до войны. Но сведения о его довоенной жизни расходятся и обнаруживают зияющие пробелы. Известно, что в 1929 году он закончил Высший электромеханический институт в Москве, затем участвовал в строительстве Нижегородского автозавода. Вроде бы все складывается логично. Однако говорили, будто еще в студенчестве Пельтцер был арестован по надуманному обвинению и отсидел два года. Получается, института он не заканчивал? Загадка. Советское время — не царское, с судимостью в ВУЗах не восстанавливали… 

Но вот Пельтцер становится сотрудником московского научно-исследовательского института НАТИ. Участвует в знаменитом дизель-моторном пробеге 1934 года. В 1935-м Пельтцер как активист Автодора выступает с инициативой спроектировать новые эффективные газогенераторные установки. Он уже тогда мыслит категориями рекордов.

Французы на газогенераторном Panhard-Levassor установили среднюю скорость 58,6 км/ч на дистанции 5000 км. НАТИ приобретает точно такой же «панар». Пельтцер вместе с единомышленниками, Понизовкиным и Титовым, бьет французское достижение в октябре 1938-го. А незадолго до начала Великой Отечественной войны на усовершенствованной легковой ГАЗ-М1Г с газогенераторной установкой НАТИ-Г12 ставит еще один рекорд, показывая среднюю скорость 61 км/ч. 

В довоенной биографии Пельтцера есть и такой факт: в 1936 году он вместе с Долматовским и Петровым строит экспериментальный малолитражный автомобиль ПДП. 

Пельтцер — кто он, откуда? То, что фамилия и отчество у него такие же, как у народной актрисы СССР Татьяны Ивановны Пельтцер, отнюдь не случайность. Автомобильный конструктор и рекордсмен был на два года моложе своей сестры. Семья была творческая — их отец, Иван Романович Пельтцер, — первый заслуженный артист РСФСР, блистательный комедийный актер. 

Предок Пельтцеров в 1821 году пришел в Россию пешком из Рейнской области с сотней талеров в кармане. Планы он вынашивал амбициозные, недаром его звали Наполеоном. Обрусевшие немцы Пельтцеры, а у Наполеона было десятеро детей, — успешные купцы и суконные фабриканты. Фабрика в Нарве поставляет сукно на офицерские мундиры. Имеются фабрики в Балашихе и в районе нынешнего города Щёлково. Словом, если бы не актерская стезя, судьба интересующей нас родовой ветви с приходом большевиков могла сложиться иначе. Кстати, по одной из ветвей, родственником Пельтцеру, приходится выдающийся российский автомобильный конструктор Андрей Александрович Липгарт. 

Интересно, владел ли Александр Иванович Пельтцер немецким языком? В его рекордной «Звезде» остро чувствуется влияние болидов Auto-Union и Mercedes-Benz. У возглавляемой Пельтцером в начале 1946 года конструкторской бригады при ЦКБ Главмотовелопрома на конструирование совершенно нового болида уходит поразительно мало времени — полгода. И еще три — на постройку. Да, двигатель использовали немецкий, специально строившийся для будущих рекордов рейха. Но остальное? Скажем, кузов, включая его аэродинамическую доводку? В Центральном аэро- и гидродинамическом институте (ЦАГИ) продували уменьшенную в пять раз модель «Звезды» и добились отменного, даже с учетом погрешности, коэффициента лобового сопротивления. 

В основе «Звезды» лежала рама из хромонсилевых труб. На ней закреплялся каркас с дюралюминиевыми шпангоутами, обшитый алюминиевыми листами. Передний мост типа «Дюбонне», тормоза и рулевой механизм взяли от «Москвича-400», задний мост с качающимися полуосями на поперечной рессоре спроектировали самостоятельно. Интересно, что, выдерживая каплевидную форму, заднюю колею сделали много уже передней. Для рекордного, автомобиль вышел тяжеловатым — 609 кг. 

Отечественная промышленность не выпускала шин, способных выдержать высокие скорости. На ленинградском заводе «Красный треугольник» заказали особые мотоциклетные шины размером 3,75–19" из натурального каучука. Изготовили их в серийных пресс-формах, после чего, смонтировав каждую покрышку на колесе, проточили протектор, чтобы получить тонкую и легкую беговую дорожку, которая не отслаивалась бы на полном ходу. 

Водитель располагался строго по продольной оси «Звезды». В его ногах, у колесных арок, находились топливные баки. За спиной водителя стоял двухтактный двухцилиндровый двигатель водяного охлаждения от гоночного мотоцикла DKW-UL350. Стоял он по-мотоциклетному, поперечно. Передача к ведущим колесам осуществлялась цепью (на более поздних вариантах «Звезды» Пельтцер изменит схему — продольное расположение силового агрегата, привод валом). 

Двигатель был необычным: два цилиндра в нем объединяла общая камера сгорания. Один из поршней при движении открывал и закрывал в своем цилиндре впускные окна, другой — выпускные. Кривошипный механизм был устроен таким образом, что при ходе поршней вверх сначала перекрывались выпускные окна, а затем — перепускные. Такая конструкция получила название схемы Цоллера по имени работавшего в Берлине швейцарского двигателиста Арнольда Цоллера. Запатентованная в 1932 году, схема позволяла нагнетать в цилиндры двухтактных моторов горючую смесь под давлением без опасения, что часть ее на такте сжатия вылетит через выпускное окно. Схема снижала нагрузку на кривошипно-шатунный механизм, что опять же позволяло наращивать мощность. Кроме двух поршней, на общей с ними шейке коленчатого вала крепился шатун третьего, выполнявшего роль нагнетателя. При рабочем объеме 346 куб. см. мотор выдавал 30 с половиной л. с. 

Чтобы воздухозаборник радиатора не ухудшал картину обтекания кузова, вместо радиатора «Звезду» оснастили системой охлаждения испарительного типа: поставили 25-литровый водяной бак. 

На испытания 5 ноября 1946 года на 42-м километре Минского шоссе «Звезду» вывел сам Александр Иванович. По итогам заездов в двух направлениях ему удалось показать на дистанции 1 км со стартом с хода среднюю скорость в 140 км/ч. Это было не только ниже международного рекорда итальянца Чеккини (146 км/ч), но даже скромнее результатов довоенных рекордных ГАЗ-ГЛ1 и ЗИС-101А-Спорт. Хуже того, Пельтцер во время заездов сильно простыл. Болезнь дала осложнение — у Александра Ивановича отнялись ноги. 

Однако инженер настойчиво совершенствовал свое детище. В результате пилоты Анатолий. Понизовкин, Юрий Кароль, Александр. Подкутов, Алексей Амбросенков установили на сконструированных Пельтцером «Звездах» 30 всесоюзных рекордов скорости в классах 250, 350 и 500 куб. см. Шестнадцать из них превышали международные. Так летом 1949 года автомобиль Звезда 3 развил скорость 173 км в час. Это превышало мировой рекорд установленный итальянским гонщиком Лурани в классе 350 кубиков А в 1951 году конструкторское бюро Пельтцера перевели в головной НИИ автомобильной промышленности Там рекордную машину здорово модернизировали. Изменили конструкцию передней подвески поставили новую систему зажигания а главное усилили многие детали двигателя такие как поршни и шатуны После этого Звезда-3М или как ее еще называли НАМИ-041 установила еще один потрясающий рекорд в классе до 350 кубических сантиметров А потом Александр Иванович построил еще два мотора 250  и 500 кубиков  И снова были рекорды А еще очень жаль что ни сам рекордный автомобиль Звезда ни его уникальные моторы не сохранились до наших дней

Материал создан на основе архива Л.Шугурова.

Фото из архивов Л. Шугурова, рисунок А. Захарова.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)