АВТОМОБИЛЬ НЕ РОСКОШЬ, НО СРЕДСТВО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
11.11.2015, 13:48 22869 0


Социологи выяснили, что для половины российских семей наличие автомобиля расценивается как фактор счастья, а отсутствие возможности автомобиль купить — как фактор и причины для депрессии. Как можно относиться к подобным ценностным установкам наших граждан?

Мнения экспертов

На самом деле в психологическом смысле с советских времен мало что изменилось, и человек первое что покупает, когда более менее начинает зарабатывать, вставать на ноги — это даже не квартира, а машина. Автомобиль — это первая серьезная покупка. И во всем мире одинаково! Абсолютно везде. Нигде исключений из этого правила нет — что в Америке, что в России, что в каком-нибудь Египте или где-то еще. Поэтому автомобиль — это такой повсеместный фактор ощущения благополучия. 

Нет, это не общемировая, а чисто наша особенность — она идет со времен СССР. В советское время автомобили не были в свободном доступе. Этот доступ появился лишь в 93 или в 95 годах, ну может чуть пораньше. Только в девяностые года у нас открылся рынок, началась конкуренция. Поэтому, если мы будем сравнивать с теми же американцами, то у них несколько поколений вырабатывало отношение к автомобилю именно как к транспортному средству. У нас машина с советских времен считалась средством роскоши. И за те 20 лет, пока у нас действует рынок, еще не сменилось поколение людей, которое бы изменило свое отношение к автомобилю.

Как раз поэтому у нас в России бывают случаи, когда  «лексусы», «порше» и «мерседесы» покупаются в кредит на последние деньги, что в любой другой стране мира попросту невозможно представить.  До сих пор россияне рассматривают автомобиль как показатель статуса, в большинстве случаев. В то время как эта ментальность на Западе уже отошла — там автомобиль, прежде всего, является средством передвижения. Ну вспомним, к примеру, президента компании IKEA, миллиардера, который до сих пор, если не ошибаюсь, ездит на «фольксвагене», на «гольфе», хотя он себе может позволить и «роллс-ройс» и «феррари». Ему просто нет смысла демонстрировать величину своего кошелька. У нас эта ментальность пока еще не пришла. А чтобы она пришла, на мой взгляд, поколение-другое еще должно поменяться. Вспомните поколение беби-бумеров, когда на Западе происходила всеобщая автомобилизация — это было 50 лет назад и даже больше. У нас автомобилизация началась только после Перестройки.

Получается, что как и многими годами раньше, автомобиль для большинства жителей страны — это жизненный успех, жизненный статус. То есть социологи подтвердили ту «истину», что мол «больше нечем похвалиться, давайте похвалимся автомобилем перед соседями». А иначе мы упадем в депрессию.

Мне кажется, у каждой семьи есть потребности в покупке автомобиля. К тому же сейчас, автомобиль — понятие растяжимое. Можно купить «жигули», например, по цене телефона, а можно приобрести какой-нибудь премиум-автомобиль за многие миллионы. То есть я думаю, что если такая потребность есть, то особых проблем в том, чтобы купить автомобиль, попросту нет.

С другой стороны, если ты не можешь позволить себе какую-то хорошую вещь, то это может вызывать расстройство, депрессию и это очень печально, если так происходит. Думаю, в любом случае, надо приравнять автомобиль к обычной вещи, которую мы хотим иметь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии (0)