АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: КРИЗИС ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ?

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
21.10.2016, 23:00 27377 0


Компании не перестают сообщать о рестайлинге тех или иных моделей: Hyundai опубликовал новый тизер кроссовера Creta, у Solaris в скором времени появится новая внешность, Seat обновил свой Leon, VW выпускает новый флагман Phideon и т.д.. Однако все эти новости постепенно теряют интерес публики, что признают и сами производители. Аналитики все чаще говорят о кризисе автомобильного дизайна, о том, что начинка теперь гораздо важнее внешнего облика, теряющего индивидуальность. Представители нового автомобилестроения (Tesla, Google и т.д.) не стесняются заявлять, что для них дизайн автомобиля важен, но... не настолько, чтобы идти ради него на какие-то жертвы. При этом опросы среди потребителей по поводу автомобильного дизайна дают крайне противоречивые результаты.

Что происходит? Насколько верно утверждение, что дизайн автомобиля уже не играет прежней роли? Как меняется отношение к внешности автомобиля у производителей и потребителей?

Мнения экспертов

Сегодня, наоборот, узнаваемость бренда, стиль автомобиля становится самым главным, а техника отходит на второй план.

Как мы знаем, у автомобиля есть четыре составляющих: цена, техника, стиль и качество. Раньше была важна техника и качество, потом цена, а стиль был на последнем месте. Сейчас на первое место выходит стиль, на второе цена, на третье качество и на последнем техника. Никому не интересно, что там под капотом. Тем более, что жизнь автомобиля на производстве сократилась до 7-8 лет: машину выпустили, через четыре года провели рестайлинг, а еще через три сняли с производства.

Что касается дизайна, который отошел от своих канонов, и того, что в автомобилях стало меньше ярко выраженной индивидуальности, то здесь причина в том, что сами люди не хотят индивидуальности, не хотят выделяться.

К тому же производитель сам задал себе жесткие рамки, когда ему надо угодить всем: и привередливым японцам, и непривередливым китайцам, и странным африканцам и безалаберным латиноамериканцам — один автомобиль продается на рынке по всему миру. Поэтому и дизайн должен быть уравновешен, а то, что подойдет продвинутым европейцам, может не подойти арабскому шейху.

Внешности у автомобиля больше не существует!

Машины теперь настолько все одинаковые, что как бы производители не изгалялись, как бы не извращались, у них в любом случае получается что-то похожее на машину, которая дороже и которая сделана в Германии.

Чтобы вернуть дизайн, надо возвращаться к индивидуальности и узнаваемости каждой марки. Ведь не зря американцы в 30-х годах рисовали будущее в стиле какой-то Атлантиды прекрасной, а в итоге получилось будущее, которое наступило, но наступило куда-то не туда. То же самое в автомобилестроении. Наши ожидания не соответствуют машинам, которые мы видим — вот и все.

Почему начинка важнее внешности? Так когда внешность у всех одинаковая, начинаешь задумываться о начинке. А раньше было наоборот.

И это плохо, что дизайн на последних ролях, потому что все мы эстеты — нам нужна красивая машина за смешные деньги.

Кстати, в российском автопроме вернуться к индивидуальности можно. Для этого надо вернуть «копейку», вернуть «Волгу» 21-ю и вернуть 408-й «Москвич», вернуть их в новом облике, а не так как у всех.

Сегодня дизайн определяется не творческим полетом мысли, а такими прозаическими вещами, как, к примеру, аэродинамика автомобиля.

Ведь не секрет, что чем лучше аэродинамические характеристики, тем меньше машина тратит топлива, а это сейчас чрезвычайно важно.

Не могу согласиться с тем, что люди стали меньше обращать внимания на дизайн. Совсем недавно я был на тест-драйве Audi и там приводились исследования, согласно которым более половины покупателей марки отдают предпочтения бренду из-за его своеобразного дизайна.

Мне кажется, говорить о том, что люди перестали обращать внимание на дизайн, не совсем верно. К тому же этот вопрос во многом зависит от ценового сегмента, в котором находится автомобиль.

Да, если мы будем говорить о сугубо прагматичном расчете, то дизайн — это последнее, о чем будет задумываться человек. Но эмоциональную составляющую отменить нельзя. Посмотрите на Ferrari, посмотрите на Lamborghini — как можно сказать, глядя на эти машины, что автомобильный дизайн умирает?

Появилось больше прагматизма, в связи с той же аэродинамикой, но говорить о кризисе я бы не стал.

Появился еще один момент, который удешевляет дизайн как таковой и который не учитывать нельзя: дело в том, что сегодня дизайн все чаще создают маркетологи, а не конструкторы. Маркетинг стал играть огромную роль в производстве автомобилей. Однако, мы знаем примеры из истории, когда тупое потакание потребителям приводило к печальным последствиям. В частности, компания Ford в середине 50-х годов, кажется, попыталась изготовить модель, целиком собранную по желаниям потребителей — это была самая провальная модель в истории компании.

Важен дизайн или нет — это вопрос индивидуальный. Говорить о кризисе я бы не стал. Изменился подход к дизайну, который теперь создается в основном на компьютере, но это не упадок, не кризис. Я скорее склонен говорить, что по функционалу машины становятся одинаковыми, но не по дизайну. Дизайн остается тем, что хоть как-то выделяет машину из потока.

Возьмем крупные компании, такие как Audi, VW, Seat. У них есть модели абсолютно идентичные: платформа, тележка и начинка во многом схожи. Но эти машины отличаются по дизайну.

Что касается популярности таких новостей, то конечно она снижается.

Люди просто не успевают следить за обновлениями, потому что модели меняют дизайн очень часто. Помимо этого, если раньше у автомобильных компаний был какой-то ограниченный ряд моделей, то сегодня модельная линейка расширилась настолько, что обычному автомобилисту за ней просто не уследить. То есть, информации стало слишком много.

Сказывается и то, что теперь многие компании кооперируются и создают похожие модели, их техническая оснащенность подчас идентичная. На дизайн такое сотрудничество тоже влияет, оно неминуемо сказывается и на внешнем облике машин. Сегодня под разными брендами с конвейера сходят одни и те же автомобили. Конечно, потребители от этого только выигрывают, так как автомобиль становится более доступным, ведь производителю не надо каждый раз разрабатывать новый двигатель, шасси и т. д. Достаточно взять соплатформенный автомобиль и немного изменить в нем дизайн. Так делают многие концерны, например, Renault-Nissan.

Надо также учитывать, что и раньше у компаний, по большому счету, концепция дизайна была одна, общая. Если раньше машины были угловатые, то потом наступила эпоха «обмылочного» дизайна, биодизайна и т. д.

Относительно выбора потребителей можно с уверенностью сказать, что большинство автомобилистов покупают машину по двум основным критериям: цена и «нравится/не нравится».

По моему глубокому убеждению, потребитель все-таки едет на машине, а не смотрит на нее.

Изменение внешности, дизайнерские обновления — это больше маркетинговая история, маркетинговая уловка, нежели какие-то изменения, которые по-настоящему меняют потребительские качества автомобиля.

Если изменения внутренние, если они касаются эргономики и юзабилики (не побоюсь этого слова), то такие изменения заслуживают внимания. Скажем, переход от ручки переключения на раздаточной коробке на УАЗе в сторону современных устройств, наверное, имеют отношение к реальному обновлению автомобиля, а просто какие-то красивости, на мой взгляд, не имеют.

Поэтому и машины сегодня все одинаковые. Нынешний рестайлинг — это скорее фейслифтинг, подтяжка лица. Потребителям интересна начинка, как она ощущается при вождении, интересны реальные ощущения. Удобство пользования становится важнее понтов. И только специалисты могут обсуждать, какая там юбка бампера у новой модели Х5 и чем она отличается от старой. Автомобилистов это уже не так волнует.

Тенденция, на мой взгляд, закономерная, так как сегодняшнему потребителю важнее сущность, а не внешний вид.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии (0)