О кризисе в Формуле 1 сейчас не говорит только ленивый, соревнования теряют популярность, а обвинения в коррупции стали привычными. В некоторых видах кольцевых гонок также проявляются кризисные явления, NASCAR уже не тот и даже знаменитая трасса в Нюрбургринге, которую только что приобрел российский олигарх, никак не может вернуть себе былую славу. Откуда пришел кризис в кольцевые гонки и к чему он может привести?
Мнения экспертов
Если гонки теряют интерес, то понятно к чему приведет: чем меньше интереса, тем меньше денег, а значит, какие-то крупные корпорации туда уже не придут.
А без них в кольцевых гонках не обойтись, так как организация соревнований, подготовка трассы, создание и обслуживание машин — все это стоит колоссальных денег.
Почему они становятся менее популярны? Может быть это прозвучит цинично, однако я полагаю, что из-за более высокого уровня безопасности. Гонки стали более безопасны, меньше жертв, меньше столкновений, технические регламенты отработаны идеально. Сегодня все шаги команд строго регламентированы, включая малейшие нюансы. Сами болиды тоже стали менее индивидуальны. В целях безопасности очень многие параметры машин также строго регламентированы — вес, размеры и т. д. В результате, все машины стали почти одинаковыми. Это хорошо — это уравнивает шансы, но усилия инженеров и конструкторов сделать автомобиль быстрее, теперь практически сведены к нулю. Когда все одинаково, от размеров спойлеров, до объема силового агрегата, пропадает интерес.
Если вернуться к тем временам, когда были разрешены дозаправки и не было жесткой установки по использованию только двух типов шин, разнообразия в гонках было куда больше.
Казалось, что равные возможности и одинаковые автомобили все сведут к соперничеству гонщиков, но надо учитывать, что в таких гонках все сводится к сотым долям секунды, отследить которые зрители не в состоянии.
Все это приводит к тому, что гонки стали менее зрелищными.
Как справиться с этой ситуацией? Ну это, честно говоря, очень сложный вопрос. В любом случае возникает дилемма: либо мы заботимся о безопасности гонщиков и уравниваем технические характеристики автомобилей, либо возвращаемся к тому, что было на трассах в шестидесятые и в семидесятые годы, когда очень многое зависело от бюджета той или иной «конюшни», от потенциала самого гонщика и от инженерной мысли создателей болидов. А в то время болиды между собой отличались сильно. То есть сегодня исчезла та доля безумия, что была раньше. Тогда гибли чаще, да, но это привлекало массового зрителя, охочего до трагических сцен.
Сегодня к гонщикам уже не относятся как к каким-то рисковым, безбашенным парням.
Кстати, во многом нынешнюю ситуацию подготовило многолетнее лидерство Михаэля Шумахера. Из-за того, что много лет подряд ему не было равных, в том числе по количеству болельщиков, организаторы гонок пошли по пути создания максимально равных условий. И в итоге проиграли все. Ну а если вспомнить первые годы победного шествия Шумахера, то надо признать, что на самом деле он «тащил телегу из грязи», так как «Феррари» в то время лучшей машиной в Формуле 1 совсем не была.
Нельзя забывать еще один аспект — пробиться в большие гонки талантливому гонщику все сложнее, потому что сегодня огромную роль играют спонсоры. В результате 50% гонщиков ездят не благодаря своему таланту, а благодаря спонсорской поддержке и участию в капитале команды или самих спонсоров. Я понимаю, что место для талантов все равно остается, но это не главный фактор при выборе того или иного гонщика теперь.
В кольцевых гонках, на мой взгляд, должно быть меньше маркетинга и больше инженерной мысли, меньше, как это ни странно прозвучит, денег должно быть в таких гонках.
Получается, что с одной стороны, не слишком талантливые гонщики, которые менее нацелены на результат, чем на привлечение денег, а с другой стороны — команды, жестко ограниченные техническими регламентами. И, конечно же, глобальная унификация всего и вся. Тот же NASCAR стал терять популярность, когда они все перешли на одну и ту же «тележку» (модульную платформу). То же самое сейчас происходит и в других гонках.
У меня нет ощущения, что в кольцевых гонках есть какой-то большой кризис.
Потому что помимо Формулы 1 существует еще множество других кольцевых гонок. Формула 1 — это вершина. Формула 1 следует основным трендам в автомобилестроении, использует те же турбированные двигатели, к примеру. При этом кризиса там по большому счету нет.
Что касается упреков в зрелищности, но они, на мой взгляд, не справедливы. Возьмите хотя бы российский этап — почти все билеты были проданы задолго до начала соревнований.
Я знаком с ситуацией изнутри и, поверьте, у них сейчас все хорошо. Кольцевые гонки нельзя назвать затухающим видом спорта. Он имеет несколько серий, они очень разные. Если брать Россию, то у нас только за последний год построили несколько автодромов. Например, в Грозном один построили. Так что у нас в стране инфраструктура для кольцевых гонок развивается хорошо. Возьмите хотя бы Moscow Raseway в Волоколамском районе — это большой участок земли и там создается целый комплекс для гонок уровня Формулы 1: вокруг все застраивается, появляются гостиницы, развлекательные центры и т. д. При этом Moscow Raseway — это ведь не только для Формулы 1, это унифицированная трасса, пригодная для самых разных видом соревнований. И там практически каждый день проходят официальные соревнования, в том числе чемпионат России и международные турниры очень высокого уровня.
Так что на самом деле автоспорт развивается и в том числе кольцевые гонки. И не только Формула 1, но и множество любительских серий. Причем, если раньше любители ориентировались на ралли, то сейчас это кольцо. Поэтому говорить о каком-то кризисе сейчас неуместно.
Главная причина кризиса в том, что кольцевые гонки — это теперь зрелище довольно унылое.
Понятно, что раньше, когда не было интернета и других развлечений, гонки считались колоссальным зрелищем, но сейчас они этот статус уже утратили. Молодое поколение большого интереса уже не проявляет к кольцевым гонкам.
Да, мы пытаемся вернуть интерес у молодых людей к гонкам, к соревновательному духу. И вроде как интерес такой есть, ну если судить по видео, которые мы выкладываем в сеть. Однако это относится только к раллийным видам. Кольцевым гонкам вернуть былую славу очень трудно. Там вообще все гораздо сложнее — зрелищности на 5 копеек, а суеты на 5 рублей.
Чтобы эту ситуацию поменять, на мой взгляд, надо радикально менять правила и технический регламент. Иначе кольцевые гонки постигнет судьба гаревых гонок, то есть полнейшее забвение, если не считать последних адептов, оставшихся с прежних времен. Сегодня молодое поколение не знает гонщиков, не знает регламент, не интересуется соревнованиями. Поэтому кольцевые гонки — это скорее умирающий вид спорта, как мне кажется.
О кризисе кольцевых гонок говорят со времени их создания.
Сколько себя помню, все время обвиняли то в коррупции, то в падении популярности и так без конца.
Если какая-то серия умрет, то и Бог с ней, значит, возродится или появится другая.
И гонки всегда сопровождались какими-то махинациями, потому что это большой бизнес и без грязи там не обходится. Там крутятся очень большие деньги, ну а самые большие деньги в Формуле 1, вне всякого сомнения. А там, где такие деньги, всегда есть какая-нибудь черная касса и черные игроки. И об этом всегда говорят, на это пеняют.
Но другая сторона гонок — это праздник. А люди праздники любят.Поэтому гонки будут существовать всегда.
Формула 1 в России — это хорошая гонка, зрелищная гонка. И давайте болеть за наших пилотов. А если какие-то «специалисты» говорят, что гонки теряют зрелищность, значит они ничего не понимают в гонках.
К тому же кольцевые гонки — это интриги, скандалы, расследования. Если туда углубиться, то можно узнать столько всего интересного: о спортсменах, а соревнованиях, об автомобилях. А машины Формулы 1 — это просто вершина. И к сегодняшнему дню там каждая деталь буквально облизана. Во всем этом надо разобраться, прежде чем судить о том, что гонки стали неинтересны.
Кризис пришел, потому что народ стал в интернете все смотреть, ну и зрелищность упала.
Это как с театром, с газетами — новые технологии вытесняют старые.
К тому же в спорте каждый год появляются новые виды и старые также теснятся, ну за редким исключением классических видов. Выходит, что и помочь никак, и убить невозможно. Это технологическая эволюция и не более того.
К тому же гонки сами по себе не такие зрелищные, как хотелось бы. Народ ищет зрелищности в других видах спорта. Что такое гонка? Ты сидишь на стадионе и видишь только то, что проезжает мимо тебя. А в интернете ты можешь посмотреть на те же соревнования под разным углом. Так что, господа, золотой век кольцевых гонок прошел - и прошел безвозвратно.
Современная Формула 1 застряла на перепутье и не может для себя решить, что важнее — шоу или гонки?
Формула 1 мечется между соревнованиями и шоу-бизнесом. В результате эти гонки потеряли самое главное — непредсказуемость. Любой спорт, который становится предсказуемым, теряет своих почитателей.
Ведь в Формуле 1 неожиданность результатов и творение инженеров были всегда самым интересным. Раньше инженеры хоть и работали в жестких рамках регламента, но при этом немного свободы у них оставалось и они могли создавать нечто удивительное. Сейчас Формула 1 обставлена таким количеством ограничений, что гонки превращаются в эдакий крестный ход гламурных мальчиков вокруг трибун.
Да, устроители этих гонок до сих пор считают, что они лидеры, что они на вершине, но на самом деле, если бы не поддержка стран третьего мира, Формула 1 уже давно пришла к некому закату. Во всяком случае, по европейским меркам она уже сошла на нет и другие серии по количеству зрителей Формулу 1 опережают.
Понятно, что она будет существовать еще достаточно долго, но что-то в этом спорте надо менять.
Комментарии (0)