ДОРОГОЙ ОСАГО ДЛЯ НАРУШИТЕЛЕЙ: БУДЕТ ЛИ ЭФФЕКТ?

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
25.01.2016, 18:57 14931 0


Для нарушителей правил дорожного движения полис ОСАГО может подорожать в несколько раз, к такому выводу пришли эксперты Независимого актуарного информационно-аналитического центра (НААЦ), которые проводили расчеты по заказу Российского союза автостраховщиков (РСА). Введение повышающего коэффициента в ОСАГО для злостных нарушителей — это один из пунктов правительственного плана по снижению смертности от ДТП. Коэффициент вступит в силу в наступившем 2016 году. Ранее мы сообщали об этой инициативе.

Приведут ли все эти старания к желаемому результату или нововведение продиктовано интересами страховщиков?

Мнения экспертов

Вне всякого сомнения, не без собственного интереса страховщики все это продвигают. Но это только с одной стороны, а у меня двойственное отношение к этому проекту.

Действительно, в каком-то смысле эта мера может дисциплинировать водителей. Когда ПДД бьет по карману не только штрафами, но и повышением стоимости ОСАГО, на это, как минимум, обращаешь внимание. Поэтому воспитательный момент в этом, конечно же, присутствует. Кстати, аналогичная система действует по всему миру.

Другое дело, что страховщики, которые сами призывают ввести такие коэффициенты, должны более активно внедрять программу «бонус-малус». То есть, если у вас больше нарушений, то вы платите больше, но если у вас меньше нарушений, то вы, соответственно, и меньше платите. Дисциплинированные водители должны получать скидку.

Более того, я бы не поленился и предложил страховщикам, хотя бы через наш сайт АВТОАССА, рассмотреть эту практику поощрения дисциплинированных водителей не только через полисы ОСАГО, но и КАСКО.

 Здесь на мой взгляд, главную и, пожалуй, единственную роль играет экономический интерес — коэффициент вводится для того, чтобы повысить прибыль страховых компаний. И не более того. Ни о какой безопасности тут речи не идет. Безопасность в данном случае — это всего лишь ширма. Потому что на безопасность влияет не страховка и не цена ее. Безопасность, в первую очередь, зависит от инженерных сооружений.  Скользкая дорога не может дисциплинировать водителя — если он влетает в лоб другому автомобилю, то причем тут дисциплина вообще?

С другой стороны, должна быть некая социальная справедливость: если водитель не нарушает ПДД и аккуратно ездит, то он должен платить меньше, а тот, кто нарушает, пусть тогда платит больше.

Третий аспект — вопрос об автоматических штрафах. Например, на семью один автомобиль и ездят на нем все. Как в таком случае разделить ответственность? Не вижу выхода в ситуации, когда ответственность несет владелец автомобиля и только он. Другими словами, при нынешней системе фиксации нарушений, этот вопрос получает еще одну проблемную сторону. Поэтому стоит ли вот так решительно делить нарушителей?

Ну это точно не приведет к снижению количества аварий, потому что по своей воле мы в аварию не попадаем. Введение коэффициента может лишь заставить людей ездить более аккуратно и без штрафов, но кардинально это не снизит количество аварий, так как к ним приводят самые разные факторы, и они от водителя не всегда зависят. Заставить человека не попадать в аварию невозможно.

Конечно, это в интересах страховщиков и не более того. Нарушая ПДД, мы и без того платим не самые маленькие штрафы. А для русского человека неприемлема штрафная история в принципе, потому что какой русский не любит быстрой езды.

Понятно, что надо становится грамотнее, надо двигаться ближе к Европе, но ментальность русского человека такова, и это лично мое мнение, что он не может обойтись без куража, который и приводит к нарушениям ПДД. Подчас нарушитель сознательно идет на штраф, как на оплату собственного веселья.

Что касается коэффициента для ОСАГО, то надо понимать — деньги эти не пойдут на строительство дорог, на какие-то скидки, акции и т. д., нет. Деньги эти пойдут в карман страховщиков. А это не в коня корм, как говорится.

Будет ли здесь какая-то мотивация для нарушителей? Скорее, да. Если вводить градацию и учитывать, скажем, выезд на встречку или проезд на красный, тогда да, но если туда станут относить превышение скорости, заезд на двойную-сплошную или выезд на обочину, то это уже нехорошо. 

Думаю, что в первую очередь, это интересы страховых компаний. И только потом, по остаточному принципу, какие-то думки о понижении смертности на дорогах. Но прежде всего речь идет о заинтересованности страховщиков, которые постоянно ругаются, что ОСАГО — это глубоко убыточный проект.

Введение коэффициента — это лишь дополнительный небольшой штришок к тому, что уже имеется. И без того сейчас достаточно жесткие правила и большие штрафы. Просто, порядочные автомобилисты они нарушать ПДД и в нынешних условиях не будут, а те, кому все равно и на правила плевать, то им коэффициенты побоку.  

Во-первых, конечно же, здесь учитываются интересы страховщиков в первую очередь. Во-вторых, опять используется метод кнута, но придумали бы они какой-нибудь к этому пряник — бонусы за езду без штрафов, без аварий. Едешь аккуратно и тебе понижают ставки, а наоборот — будешь больше платить. У нас же все завязано на аварийность.

Да, толика здравого смысла в введении такого коэффициента есть, но, повторяю, нет реальной мотивации не нарушать правила. А злостные нарушители, кстати, как ездили опасно, так и будут ездить, на них такие вещи не действуют. Здравомыслящие люди прислушались бы, если внимание их направить на положительную сторону вопроса.

Я думаю, что за редким исключением, это не приведет вообще ни какому положительному результату. Вот у нас был случай, когда нарушитель, причем злостный, перевернулся в машине шесть раз! Чудом остался жив. И ничего, после этого он продолжил нарушать ПДД и «летать».

Поэтому я думаю, что если эффект и будет, то незначительный. Панацеей эта мера не станет точно. Наших водителей не пугает даже реальная опасность смерти! А что уж тут о стоимости ОСАГО говорить.  Они не делают никаких выводов даже из собственных ошибок.

Ну а те, кто более-менее переживает за свой карман, может и озаботятся. Но, повторюсь, реальным лечением подобное введение коэффициентов не станет, и смертность на дорогах не понизит.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии (0)