ГДЕ ПРАВДА, КОГДА ВСЕ СЧЕТЧИКИ ВРУТ?

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
14.09.2016, 18:46 18592 0


Похоже, автомобилестроителей вновь уличили в большом обмане. Причем не отдельные компании, а практически всю отрасль. Европейские ученые утверждают, что разрыв между реальным потреблением топлива и указанным в документах на машину достигает порой 45%. Также, согласно последним исследованиям, не соответствуют реальности и заявляемые показатели выбросов углекислого газа.

По всей видимости, назревает большой скандал. К чему он приведет, если фальсификаторами окажутся все крупные автопроизводители? И как на него могут  отреагировать в нашей стране?

Мнения экспертов

Прежде всего надо понимать, что тот расход топлива, который указывается в документах, получен практически в идеальных, «тепличных» условиях.

В условиях реальной жизни такой расход топлива воспроизвести невозможно. Поэтому данные автомобилистов всегда отличаются в большую сторону от данных производителя.

Уже, кстати, скандалы по этому поводу были и раньше. В них чаще попадали азиатские производители, в частности, корейские. Последних не так давно, буквально пару лет назад, даже оштрафовали — это было на американском рынке. Причем оштрафовали на довольно приличную сумму. Штраф наложили как раз за то, что производители слишком сильно занижали в документах расход топлива.

На мой взгляд, ориентироваться на данные по расходу топлива можно только опосредованно. Не уверен насчет 40%, но в том, что паспортные данные можно сразу увеличивать процентов на 20 — в этом я уверен. Многое, конечно же, зависит от того, как ездит человек. Как сделать так, чтобы все эти данные были приближены к реальной жизни? Боюсь, что для этого придется менять всю систему испытаний. Надо будет менять, в том числе, регламент проведения таких испытаний.

Ведь относительно выхлопа тоже много говорили, что надо учитывать порядок измерения: если автомобиль стоит с включенным двигателем, то выхлоп один, а если машина едет, то совсем другой. Аналогичные нюансы возникают при измерениях расхода топлива.

У отдельных производителей в Европе есть стремление приблизить данные в документах к реальным показателям по расходу топлива. Однако, расхождения все равно составляют процентов 10-20, в зависимости от производителя.

Изменится ли ситуация в ближайшем будущем? Трудно сказать. Мне представляется, что пока все будет по прежнему и регламенты меняться не будут. Если возмущение людей будет расти, то вполне вероятно, что регламент претерпит изменения.

Возможно, вся эта суета вокруг расхода топлива связана отчасти с тем, что сейчас производители все чаще переходят на турбированные двигатели, которые считаются более экологичными. Хотя на самом деле, они потребляют топлива ничуть не меньше, чем обычные атмосферники, а подчас даже и больше. В любом случае, если потребитель будет возмущаться, то методика измерения расхода топлива может измениться, но этим будут заниматься не столько производители, сколько регуляторы, от которых зависят общие регламенты.

Однако я не верю, что такое произойдет в ближайшее время.

Во-первых, никакого скандала не будет, потому что всем давно известно, что методики измерения расхода топлива являются лабораторными, стендовыми и они считываются согласно определенной методике.

При этом заявленный производителем расход топлива носит скорее ознакомительный характер. Другое дело — эксплуатационный расход топлива. Любой человек, занимающийся перевозками, очень хорошо знает, каким этот эксплуатационный расход является. Кстати, его подсчитывают тоже по научно обоснованным эксплуатационным нормам. Эти нормы есть летние, зимние, для работы на дорогах первой категории, второй третьей и т. д. Понятно, что самосвал будет расходовать топлива гораздо больше, чем легковой автомобиль на трассе.

Так что скандал этот не стоит выеденного яйца. Все знают, что расход топлива в документах и в жизни разный. В жизни расход топлива будет зависеть от огромного количества факторов: от давления в шинах, от порядка или бардака в багажнике, от того, как часто водитель регулирует двигатель, и даже от температуры наружного воздуха. Ну и конечно, расход топлива зависит от условий эксплуатации. Понятно, что где-нибудь в Дагестане автомобиль будет расходовать больше топлива, чем в Центральной России.

Ведь тот скандал, связанный с «Фольксвагеном» разразился не из-за того, что были неправильно нормы указаны, а из-за того, что использовалось фальшивое программное обеспечение, которое в нужный момент отключало систему. Вот это скандал. А разница в расходе топлива — это не скандал, а пустая болтовня.

Все эти показатели измеряются, можно сказать, в лабораторном режиме, который к реальной жизни никакого отношения не имеет.

Цикл испытаний, который делает производитель по замеру расхода топлива — это очень искусственные испытания. Они очень далеки от повседневного вождения. И так было всегда!

Причем эти циклы испытаний в США и в Европе разные. В России и Японии они тоже свои. И с чего, спрашивается, скандал раздувать?

Кто из производителей халтурит? Я скорее поверю, что халтурят в США, чем в Европе. Ведь в Калифорнии самые высокие нормативы по выбросам, самые жесткие экологические требования. Поэтому производителям может быть выгодно занижать показатели по расходу топлива, а как следствие — занижаются показатели по выбросам.

Будет ли скандал? Возможно, что будет. VW и «дизельгейт» тому свидетельство. Только в США немецкий концерн обязали выплатить миллиарды долларов.

Выход из всего этого может быть только один — переход на электрическую тягу. К тому же КПД, который можно достигнуть с двигателем внутреннего сгорания, уже на пределе — дальше совершенствовать нечего.

Другой вопрос, что электромобили — это тоже не панацея с экологической точки зрения, так как придется решать вопрос по утилизации аккумуляторов, которые представляют серьезную угрозу для окружающей среди. В Европе этот вопрос наверняка решат со временем, а в России, боюсь, такие аккумуляторы просто будут относить на ближайшую свалку.

Да ни к чему этот скандал не приведет.

Не приведет, потому что эти цифры лишь примерно соответствуют тем требованиям, которые автопроизводители сами же и пишут для себя. Там есть загородный цикл, есть смешанный цикл и есть городской цикл. Также есть американские методики определения всех этих показателей, а есть европейские методики. И ведь это все не обязательные требования. Скажут, мол, ошиблись, извините — и все. Это же не выбросы токсичных веществ, которые должны быть на обязательном уровне, а расход, он может быть любой.

Между прочим, это не первая волна, которая накатывается на автомобильных производителей. Их и раньше уличали во всяких несоответствиях. Да и сами автомобилисты прекрасно знают — что написано в документах, мягко говоря, не соответствует действительности. Расход всегда больше того, что указано в паспорте.

Сами автомобилисты вряд ли смогут потребовать от автопроизводителей повысить цифры по расходу топлива в документах. Есть методики, на которые компании опираются. Вот если автомобилисты сами составят новые методики, тогда, наверное, да.

Не будет никакого скандала — пошумят, пошумят и успокоятся.

На мой взгляд, об этом и так все знают. С чего скандал будет?

Это же не секрет какой-нибудь. Ну найдется желающий крикнуть: «Я был прав!» И что с того?

Производители в ответ скажут, что под горку, при попутном ветре и пустой машине может так и есть, может все цифры верные.

Не будет скандала. Будет всего лишь очередная новость в СМИ. Не более того. За всю свою автомобильную жизнь, я не помню, что из-за разницы в показаниях и реальном расходе топлива был бы какой-то скандал. А о том, что разница есть и большая, знают все давно. У нас может и появится очередной Похмелкин с предложениями, но кроме дешевого пиара из этого ничего не выйдет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии (0)