КОМУ МЕШАЕТ "НАРОДНЫЙ" ТЮНИНГ?

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
14.06.2016, 18:15 32669 0


По сообщению российских СМИ, ГИБДД все чаще стала преследовать различного рода автомобильные "переделки". Формально вносить изменения в конструкцию транспортного средства без согласования с ГИБДД запрещается, но раньше правоохранительные органы не обращали внимание на народное творчество, устраивая проверки лишь автобусам и грузовикам. Теперь ситуация изменилась и под раздачу попали стритрейсеры, владельцы подготовленных внедорожников и прочей нестандартной легковой техники. Автомобилисты жалуются, что им даже с газобаллонным оборудованием "творить" не дают.

С чем может быть связана подобная активность ГИБДД? И может действительно стоит ограничить "народный" тюнинг, поставив его под жесткий контроль?

Мнения экспертов

По сути, это просто хамство.

Поясню: еще два года назад чиновники готовили технический регламент допуска транспортных средств к эксплуатации. В этом регламенте было сказано, что он касается исключительно новых машин, которые должны проходить сертификацию и соответствовать целому ряду параметров. А теперь оказалось, что ГАИ решила побороться вообще с любыми изменениями в машине. Очень часто автомобилисты добавляют спойлеры, большие колеса, ставят шноркель или какой-нибудь особый багажник — все это неожиданно поставлено вне закона.

Но если следовать логике правоохранителей, тогда вне закона должен оказаться правый руль, например, или светотехника американского образца.

На мой взгляд, мы имеем дело с каким-то не очень мне понятным выборочным, компанейским ударом по большому количеству автовладельцев. Дополнительно к этому, наносится удар и по малому бизнесу, о поддержке которого власти так много говорят с высоких трибун. Я имею ввиду малый бизнес, занимающийся тюнингом.

Подобного рода преследования абсурдны еще и потому, что очень многие детали, используемые автомобилистами в тюнинге, сертифицированы производителями. И эта сертификация в любом случае должна быть принята нашими контролирующими органами. Получается, что мы должны, прежде чем как-то усовершенствовать свой автомобиль, сначала получить на это разрешение в ГАИ, потом купить необходимое оборудование, установить его, а затем вновь приехать в ГАИ и зарегистрировать. Это абсурд и глупость.

Почему я не могу, скажем, установить сидения RECARO, когда они намного удобнее тех, что предлагает Волжский автозавод, или почему я не могу установить руль MOMO, гораздо более комфортный, чем поделки китайского производства? Если ГИБДД будет препятствовать таким «переделкам», то ничего кроме раздражения и возмущения они в ответ не получат.

Конечно, когда кто-то сам себе делает бампер или сам наматывает трос на лебедку, я становлюсь решительным противником подобного рода «улучшений». Но если вы ставите какой-то новый элемент или даже меняете конструкцию автомобиля и у вас в наличии сертификат, полученный производителем согласно всем установленным правилам, то в этом ничего опасного нет!

Ну вообще-то есть такая вещь, как Закон Российской Федерации.

И все эти нормы и правила в законе прописаны. Если есть нарушения, то значит виновники должны быть наказаны. А если нарушений никаких нет, тогда какие могут быть претензии?

Если в конструкцию автомобиля вносятся изменения кустарным способом, то это нарушение закона и карать такую самодеятельность надо обязательно. Ну или все эти изменения в автомобиле владелец должен подтверждать специальными справками, сертификатами.

Другое дело, что у нас нет правильной сертификации подобных изменений. Поэтому прежде чем что-то запрещать, надо сначала создать специальный орган, который будет выдавать эти сертификаты, лицензии и т. д.

В любом случае, самодеятельность, гаражные переделки, если они не соответствуют нормам, следует запрещать. А человеческие эмоции при этом стоит оставить в стороне.

Трещит бюджет Государства Российского, трещат бюджеты и у гаишников — отсюда внимание к «народному» тюнингу.

И никакой другой причины здесь нет. И стремятся они пополнить эти бюджеты всеми силами. Вот только ограничивать «народный» тюнинг — задача неблагодарная.

Если мы возьмем опыт западных стран, то в той же Германии любой тюнинг также подлежит сертификации. Однако эта сертификация происходит в рамках очередного техосмотра: немец проходит ТО, показал бумажки, что все соответствует нормам, ему поставили штамп — и все, считается, что автомобиль сертифицирован. А у нас до такого, по видимому, дойти чрезвычайно сложно. У нас намного проще остановить и обобрать по полной программе — все ради безопасности и удобства автовладельцев, которым так беззаботно и вольготно живется в последнее время. Не думаю, что тюнинг могут совсем запретить. В свое время я пользовался тюнинговым автомобилем, но ГИБДД ко мне внимания никакого не проявляла. К тому же тот, кто занимается улучшением ходовых качеств автомобиля, как правило, не делает это напоказ. Не думаю, что такой тюнинг как-то будет на виду и в дальнейшем. А вот человек, который вместо глушителя устанавливает большое ведро, а на крыло крепит флажок с шашечками, то все это вообще не имеет отношения к доводке автомобиля как к таковой, то есть к тюнингу.

Как будет дальше? Запретят или не запретят тюнинг? Не думаю, что до выборов будут предприниматься какие-то решительные шаги в этом направлении. Ну а дальше посмотрим.

«Народный» тюнинг надо оставить в покое.

Любая его поддержка «сверху» или тем более запрет приводят к неизменно отрицательному результату. А если его поддерживать – то как? Деньги из бюджета выделять? Зачем! Или законодательно его поддерживать?

От запретов толку не будет — всегда найдут какие-нибудь лазейки.

Что касается контроля со стороны ГАИ, то его необходимость в этом случае вообще под большим вопросом. Возьмем техосмотр: отобрали его у ГАИ, и что? Аварий стало больше? Ничего подобного!

Просто у ГАИ отобрали кормушку, а они теперь пытаются ее вернуть, но уже на другом уровне. Если они начнут преследовать тюнинг, ради якобы повышения безопасности, то люди просто найдут обходные пути. Бороться с тюнингом — это как воевать с ветряными мельницами.

Мне кажется, что контроль в какой-то степени все-таки необходим.

Он нужен для того, чтобы «народный» тюнинг не выходил за рамки здравого смысла и оставался — это главное — безопасным. Однако, если человек занимается просто украшением своего автомобиля, так и пусть занимается, зачем его ограничивать! В подобном творчестве я не вижу ничего страшного, хотя сама я, если честно, не могу назвать себя адептом тюнинга. В основном этим занимаются ребята-энтузиасты, которые просто любят свои машины и которые за счет тюнинга не только улучшают свой автомобиль, но и развиваются сами. Уж лучше они будут увлекаться этим делом, чем по дворам шастать, пить и хулиганить.

Очень важно разграничивать тюнинг как таковой, потому что он очень разный. Разграничить и потом уже контролировать то, что действительно представляет собой опасность. Скажем, сегодня есть возможности увеличивать мощность двигателя до 800 л.с. А как потом управляться с этими лошадиными силами?

На мой взгляд, грамотный тюнинг надо безусловно поддерживать.

Просто тюнинг — это понятие растяжимое.

Я не думаю, что тюнинг могут запретить. Просто сделают так, что его надо будет дополнительно подтверждать. Может быть потребуется дополнительное ТО.

Что мы понимаем под тюнингом?

Сейчас тюнинг очень разный. Если мы говорим о джиперах, то эти ребята занимаются нормальным тюнингом, делают это качественно и профессионально. Но если мы говорим об этих сильно заниженных, приспущенных «приорах», то в этом проблема есть и она назрела давно. Автомобили, которые переделываются в гаражных условиях, несут огромнейшую опасность другим участникам дорожного движения, не говоря уже о самой молодежи, сидящей за рулем такой «Приоры». Одно дело, когда завод просчитывает подвеску, параметры, учитывая безопасность, и совсем другое дело, когда вносятся изменения на глазок, в гараже, при помощи болгарки — это уже некая попытка, если не самоубийства, то убийства других участников дорожного движения. Вот такой «тюнинг» надо ставить под жесткий контроль и давать сотрудникам дорожной полиции широкие полномочия по проведению инструментального осмотра, чтобы гаишник мог прямо на трассе определять изменения конструкции автомобиля. Проблема ведь еще и в том, что у нас в стране полицейские не имеют таких полномочий, как дорожные полицейские в той же Германии, например. Помимо этого наша служба технического осмотра, которая раньше была государственной, превратилась в абсолютно бестолковую и бесполезную формальность.

Но при этом нужно упростить процедуру внесения изменений. Сейчас, чтобы переделать подвеску или выхлоп, надо пройти 7 кругов ада — надо обращаться в специальные институты, чтобы те разрешили изменения и выдали бумажку, а потом с этой бумажкой ехать в ГИБДД, чтобы там вносились поправки в документы к автомобилю. Короче, надо упростить процедуру и ужесточить после этого контроль.

Как правило народный тюнинг безобиден.

Конечно бывают из ряда вон упоротые люди, но такие чаще всего на дорогу не выезжают, а если выезжают, то надолго там не задерживаются. Если едет по дороге машина с тремя колесами вместо четырех, то ни один гаишник ее не пропустит, само собой.

Мне приходилось разговаривать с гаишниками по поводу тюнинга, они и так никогда не пропускали на дорогах подозрительно усовершенствованную технику. А какой-то там простецкий лист внедорожный или выхлоп переточенный — эти мелочи их никогда не интересовали.

Если они всерьез начнут преследовать тюнинг, то это просто приведет к дополнительным очередям за сертификатами, к перезагруженности станций ГАИ и больше ни к чему. Ведь зарегистрировать машину можно легко, но наша бюрократическая машина настолько неповоротлива, что без потерь финансовых и времени не обойтись.

Я не вижу в «народном» тюнинге вообще никакой проблемы, если честно.

Ужесточенный контроль за ним и преследование — это всего лишь еще один способ вытянуть побольше денег из кармана автомобилиста.

Если сравнивать с развитыми странами, то там почему-то есть стандартный перечень чего-то, что запрещено, и каждый автомобилист там хорошо понимает, где он переступает черту закона. А у нас закон приняли, перечня нет, а в итоге получается очередная вседозволенность правоохранительных органов, в стиле «что хотим, то и творим». Вот и выходит, что у нас обязанности, а у них права.

Примеров действительно опасного и вредного тюнинга единицы и они регулируются действующим законодательством. Все остальное — да хоть на крыше катайся вместо колес — это абсолютно безобидные вещи.

Как человек, который занимается этим давно и профессионально, могу сказать, что внешние изменения в автомобиле никак не влияют на его ходовые качества.

Внешние улучшения могут быть разные, но от этого автомобиль не станет хуже или лучше по своим динамическим характеристикам, то есть он не будет представлять какой-то угрозы на дороге. С другой стороны, можно изменить его ходовые качества, при этом внешний вид оставить стандартным и никто не догадается, на что способна эта машина.

Поэтому преследование вполне безобидного творчества, на мой взгляд, лежит в плоскости интересов какой-то структуры или прослойки, которая хочет просто поживиться за счет автомобилистов. Если раньше парень проезжал на украшенной машине и его никто не трогал, то теперь пару другую сотен с него можно поиметь — вот и все. В Киеве, где я живу, представить подобное преследование я не могу. Я сам любитель поездить на трешовой технике, которая немного отличается внешним видом от стандартного автомобиля, и никаких проблем с этим у нас нет вообще, на это никто не смотрит. Надеюсь, что так все и останется.

Мне кажется, что это дополнительный источник для бюджета, только и всего.

Ведь это довольно большой кусок, который ушел от ГИБДД к относительно независимым компаниям.

Что касается тюнинга как такового, то, на мой взгляд, в нем нет ничего страшного вообще, при условии, что он делается на сертифицированных сервисах, с использованием сертифицированных деталей.

Не секрет, что есть достаточно много всяких тюнинговых штук, не предназначенных для автомобилей и дорог общего пользования. В то же время, есть большое количество специальных сертифицированных комплектов, которые для обычных автомобилей конструктивно предназначены.

Поэтому стоит отделить теплое от мягкого и внимательнее посмотреть именно на саму сертификацию, причем на сертификацию как установщиков, так и запасных частей.

Ну а в самом тюнинге ничего страшного нет. Тюнинг существует во всем мире, очень давно. Огромный рынок тюнинга есть в США, в Юго-Восточной Азии, в Японии и т. д. Одним словом, если вещи, которые происходят во время тюнинга, не влияют на безопасность, то и запрещать его не надо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии (0)