Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что правительство продолжит оказывать поддержку отечественной автомобильной промышленности.
«Мы поддержку автопрома продолжим, для того чтобы достижения в этой сфере не были утрачены в довольно сложной экономической ситуации», — сказал премьер-министр на вчерашней встрече с Германом Грефом. Поддержка, напомнил премьер, выражается в виде различных бюджетных субсидий, то есть за счет налогоплательщиков.
Но надо ли поддерживать наш автопром сейчас, в условиях бюджетного дефицита и экономического кризиса? Ведь сам Дмитрий Медведев признал, что помощь пока не приносит особых результатов — выпуск автомобилей продолжает сокращаться.
Мнения экспертов
На мой взгляд, поддерживать наш автопром не надо вообще.
Но если мы его все-таки поддерживаем, то это надо делать не с помощью прямых вливаний, не с помощью прямых денег. Если мы опять говорим про АвтоВАЗ, то его можно было бы поддержать в свое время, до того как контрольный пакет акций приобрела группа Renault-Nissan, фискальными, например, методами. Но это уже упущенный вариант.
Я всегда считал и считаю, что залог успеха любой автомобильной компании — это рост в конкурентной среде. Более того, если компании работают в конкурентных условиях, тогда потребитель может получить действительно хороший продукт.
В любом случае, я уверен, что сейчас поддерживать наш автопром не имеет никакого смысла. В условиях, когда доходы и покупательская способность населения падают, как верно заметил Дмитрий Анатольевич, поддержка желаемого эффекта не даст.
Чтобы поддержать автопром, надо сосредоточиться на общем оздоровлении экономики, на увеличении доходов населения.
Пока есть тренд на снижение доходов и всей экономики в целом, точечные вливания в какие-то предприятия, компании, ни к чему хорошему не приведут.
Мой ответ однозначный — не надо поддерживать сейчас никакой автопром вообще!
Автопром — такой, как сейчас — убить легко.
Потом, когда рынок рванет вперед, его придётся долго и очень трудно восстанавливать. Поэтому, уж лучше сейчас потратить какие-то деньги, пусть даже бюджетные, чем после восстанавливать все с нуля.
Так что меры правильные применяются, тем более, что это помогает людям покупать автомобили и обновлять изрядно поношенный автопарк. Думаю, правительство идет верным путем.
Экономика у нас пока еще работает и не имеет смысла терять миллион рабочих мест в автопроме. Нередко у нас принимаются законы, которые на рубль пользы приносят 10 тысяч вреда, но что касается помощи автопрому, здесь на один затраченный рубль столько же пользы.
Нет разницы, кто из производителей должен получать помощь от государства — все, кто стремится к локализации, ее заслуживают. Ну может только калининградское производство этого не достойно, потому что там лишь одни гайки прикручивать умеют.
Если не помогать, то заводы закроются и всё, и все вложенные сотни миллионов долларов пропадут.
Думаю, что помогать отечественному производству бессмысленно.
Делать этого не надо. Во-первых, потому что это все коммерческие структуры и они работают на рынке, а не по госзаказу. Во-вторых, эти компании не отличаются повышенным усердием и активностью в социальной сфере — благотворительностью в масштабах страны они не занимаются. Не припомню, чтобы тот же АвтоВАЗ дарил автомобили, к примеру, учителям, врачам или хотя бы инвалидам. В-третьих, наши автопроизводители существуют в условиях реальной конкуренции, при этом их деятельность не имеет какого-либо стратегического значения.
Смысла в существовании огромных моногородов типа Тольятти нет никакого. Каких-то традиций ценных там не создано. Да, годами и поколениями люди на АвтоВАЗе воровали запчасти — этот опыт деды передать своим внукам могут. И ведь они там бесконечно жалуются на то, что у них все плохо. При этом АвтоВАЗу постоянно оказываются какие-то особые преференции. Сейчас зачем его поддерживать, я вообще не понимаю. Предприятие полностью на коммерческих рельсах.
Кстати, Бу Андерссон, которого все ругают, он хоть и оставил долги, но зато создал по всей стране автодилерские центры — это огромный шаг.
Конечно, предприятия, которые работают на оборонку, в том числе «КАМАЗ», например, должны получать господдержку, но это уже отдельная история.
Как часто бывает, ответить односложно на этот вопрос нельзя.
Если субсидирование будет выражаться в том, что покупателю со стороны государства будет предлагаться какая-то скидка при покупке нового автомобиля — это одно. И совсем другое — это, когда деньги выдаются непосредственно автопроизводителю, например, нашему АвтоВАЗу. Мы знаем, что так делается регулярно, и знаем, что выданные деньги расходуются часто не по назначению.
По-моему, АвтоВАЗ, точнее Волжский автомобильный завод в Тольятти будет агонизировать еще несколько лет, а может и поколений. Сегодня на АвтоВАЗе работают десятки тысяч человек, закрыть такое предприятие — это спровоцировать социальный взрыв. Поэтому помощь государства АвтоВАЗу представляет собой всего лишь откуп.
Понятно, что надо как-то реорганизовывать все это производство, но как это делать в нынешних условиях, совершенно непонятно, а на резкие меры государство конечно же не пойдет. В результате, государственная помощь пойдет на поддержание, а не на оздоровление.
Современный АвтоВАЗ не может составить достойную конкуренцию иностранным брендам.
Естественно, на АвтоВАЗе наш автопром не заканчивается. Есть тот же КАМАЗ, к примеру. Но ведь и там ситуация очень сложная, хотя у КАМАЗа сегодня все карты на руках — на рынке тяжелых грузовиков поддержка отечественного производителя осуществляется по средством тех же таможенных и утилизационных сборов, например. КАМАЗ выигрывает на внутреннем рынке за счет цены — иностранные грузовики теперь слишком дороги. В результате, модель 5490 сегодня стала моделью№1 в России и среди новых магистральных тягачей занимает первую строчку по продажам. При этом, КАМАЗ 5490 — это по сути «Мерседес» со значком КАМАЗа. Да, определенная доля локализации там имеет место, но это все равно «Мерседес». Отсюда возникает вопрос — кто здесь «свой», а кто «чужой»? Если поддерживать всех производителей, работающих на территории РФ, то давайте тогда поддерживать буквально всех...
Таким образом мы вернулись опять к сути господдержки. Одно дело, когда субсидируется покупка машины, то есть стимулируется потребительский спрос, и совсем другое, когда просто выделяются деньги из бюджета.
А ситуация сейчас сложная практически у всех автопроизводителей в России, потому что нет продаж, нет нормального экономического климата.
Нет! Не надо поддерживать наш автопром!
Не надо, потому что это ересь!
Можно поддерживать только тот автопром, который отвечает за оборону страны (КАМАЗ, Уралвагонзавод и т. д.). Все остальное должно само умереть или возродиться. Мы ведь в условно рыночной экономике живем. Если машина не пользуется спросом, значит она... того заслуживает. А если такой автомобиль не покупают, то зачем вкладывать деньги?
По-моему, наш автопром превратился в какого-то зомби.
Его пытаются оживить, но не получается. Есть и толковые инженеры, есть толковые дизайнеры, но это не спасает. А вся та поддержка, которая поступает из бюджета, то есть из карманов налогоплательщиков, превращается потом в еще один дом на Рублевке, мне кажется.
Как можно было бы помочь? На мой взгляд, надо поддерживать потребительский спрос, а не производителя. Если люди будут больше покупать машины, выиграют и производители. Заводы в условиях конкуренции при стабильном спросе будут стремиться к более гибкой политике, искать подходы к клиенту. Надо делать так, чтобы человек стремился поменять машину через каждые три года, чтобы у него были на это средства и было к этому стремление — вот эта будет реальная поддержка.
Комментарии (0)