Руководство Tata Motors признало, что знаменитый Tata Nano оказался не слишком успешным проектом — бедные индийцы так и не пересели с мотороллеров в автомобили, как того хотел Джемшети Тата, а средний класс в полутора миллиардной Индии до сих пор не образовался. С экспортом тоже ничего не получилось. Возникает вопрос: нужен ли миру совсем простой автомобиль?
Мнения экспертов
Нужен ли миру народный автомобиль? Думаю, что больше да, чем нет. Но люди часто действуют по принципу «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Есть конечно такие, что купят, немножко поиграют и выкинут, но в целом люди наверное не готовы покупать совсем уж бюджетный автомобиль, дешевый до безобразия, как в случае с Nano.
Я думаю, проект был провальным изначально. Ведь не престижно же ездить на таком автомобиле, а какие-то понты есть даже у нищебродов, даже у нищебродов в Индии, и они хотят выглядеть чуть лучше, чем есть на самом деле. Тем более, у них там есть бэушные европейские автомобили.
Получилось, что люди оказались не готовы к совсем простому автомобилю — без кондиционеров, без ремней безопасности, без нормальных условий. Как показывает практика, идея простейшего автомобиля не находит отзыва в людях. Сейчас время простейших автомобилей прошло.
С точки зрения маркетинга, такой автомобиль конечно нужен, но по видимому у них в Индии это не так актуально, потому что таких холодов нет. А вот в России, мне кажется, такой автомобиль был бы нужен, ведь у нас все-таки климат-то другой.
Народный автомобиль нужен конечно, но все зависит от страны. Появись Tata Nano на нашем рынке, люди все равно с сомнением смотрели бы, что это за добро такое, за 980 долларов. И если это не машина, а совсем катастрофа, то ничего удивительного, что она не продавалась. Просто я не верю, что за 1000 долларов можно сделать нормальный автомобиль. Если учитывать параметры бюджетного автомобиля, то на наши деньги меньше 250 тысяч рублей никак не получится. И наш рынок таких дешевых автомобилей конечно требует, если под словом автомобиль мы понимаем то, что действительно является автомобилем, а не какой-то заготовкой.
Трудно ответить на этот вопрос однозначно. По-моему, это скорее в Индии он оказался не востребован, чем в остальном мире. Я, например, не видел, чтобы Tata Nano в России продавался.
Комментарии (0)