В ноябре правительство будет разрабатывать новые меры поддержки российского авторынка. На кону судьба программы утилизации и trade-in: еще в сентябре Минэкономразвития предложило с ними проститься, потому что эти программы поддержки, по мнению ведомства, исчерпали себя полностью. Может, так и есть? Может, правы правительственные чиновники и льготная утилизация вместе с trade-in перестали работать? А если так, то что можно было бы предложить взамен?
Мнения экспертов
То, что эта госпрограмма себя исчерпала, уже понятно.
Да, определенное количество людей удалось подбить на покупку автомобиля с помощью льгот по утилизации, но недавнее подорожание автомобилей, происшедшее из-за падения рубля, вымыло с рынка ту прослойку, с небольшими доходами, которая как раз интересовалась такими льготами. Теперь эта программа в принципе уже ни на что не влияет. К тому же аналогичная программа уже есть у всех дилеров — вот они и будут ее активно развивать, но уже без поддержки государства. И это даже хорошо, потому что подвигнет рынок организовать более выгодные условия для покупателей.
Что касается поддержки автопрома, то возможностей у правительства не так много. Они могут напрямую закачивать деньги в заводы. Еще один вариант — они могут просто запрещать всякими способами эксплуатацию старых автомобилей, и тогда народ будет вынужден покупать новые машины.
Прежде всего, надо понимать, что утилизация — это одно, а trade-in — это совсем другая история.
Утилизация обходится государству в копеечку, когда из бюджета оплачивают по каждому автомобилю несколько десятков тысяч. А trade-in — это более широкая программа и ее может развивать любой производитель или дилер.
Относительно поддержки, то не будем забывать, что у нас еще субсидируют процентную ставку по автокредитам, как известно. И в этом направлении они так же могут двигаться.
Но! У нас дырявый бюджет. Денег не хватает. И поэтому чиновники могут свернуть все эти программы. Кстати, в этом тоже будет свой толк и понять такое намерение можно, ведь всегда жить на поддержку от государства невозможно. Особенно, если эта поддержка не приносит должного эффекта, и если компании принадлежат иностранным производителям, как тот же АвтоВАЗ. Поддерживать АвтоВАЗ бессмысленно.
Гораздо больше смысла в том, чтобы создать условия, при которых автопроизводители на территории России выпускали конкурентную продукцию. А это зависит от налогового климата, от размера акцизов, условий инвестирования и т. д.
Надо не автопром поддерживать, а создавать условия, при которых выпускать, продавать и обслуживать автомобили было бы выгодно. Пока всем этим заниматься не очень выгодно. Те же автомобильные компании платят огромное количество налогов, что делает производство невыгодным.
Я думаю, для начала неплохо было бы утилизировать это министерство.
А программу утилизации оставить, потому что народ этой утилизацией пользуется на ура.
Что касается trade-in, то это спорный вопрос, потому что сам trade-in привязан к перекупщикам в любом случае. И пока эта функция не станет честной, то есть, пока не уйдет коммерческая составляющая, крайне выгодная отдельным персонажам, trade-in будет широкой публике не интересен. Когда появится какое-то юридическое регулирование trade-in, тогда эта программа и станет полезной для потребителя. Прийти, оставить свой старый автомобиль, получить за него хорошие деньги, потом доплатить и приобрести новую машину — это хорошо и выгодно. Но как только в trade-in вмешиваются прикормленные перекупы, то эта компания сразу представляет собой абсолютно ненужную вещь.
Министерство экономического развития в данном случае поступает абсолютно правильно.
Три года держали эту программу и в начале она была очень эффективна, а потом пошла на спад.
Почему? Потому что наши автопроизводители, и прежде всего АвтоВАЗ, не воспользовались помощью и не вышли на новый уровень и безубыточное производство. На том же АвтоВАЗ деньги распылили, и за три года возможностей не сделали практически ничего. Пытались, конечно, кое-что сделать при Бу Андерссоне, но потом его выгнали и все осталось, как прежде. То же самое и на КАМАЗе — ничего не сделали за три года.
Поэтому с программой этой можно закончить, так как она расхолаживает производителя.
Поддерживать автопром, конечно, надо. Поддерживать и продвигать конкурентоспособный продукт. Такой продукт сейчас есть у нескольких предприятий. И прежде всего, это платформа Next, на которой собираются современный конкурентные автомобили. Надо также поддерживать предприятия, которые были построены здесь самыми разными компаниями. Например, группа «Фольксваген», его заводы, потом, заводы KIA , Huyndai, которые организовали не только сборку, но и производство деталей, ну и всех остальных, кто пытается повышать локализацию — вот эти заводы надо поддерживать, в том числе экспортную составляющую. Экспортное направление — это сейчас главное. А мы, автомобилисты, мы сами справимся.
В связи с последними событиями на АвтоВАЗе,
я имею ввиду уход Бу Андерссона, и общим плачевным состоянием нашего автопрома, поддержка будет, скорее всего, направлена исключительно на нужды Волжского автогиганта. Возможно, что-то еще достанется КАМАЗу. По-видимому, чиновникам не хочется распылять бюджетные средства на все автосборочные предприятия, которые имеются на территории страны, и поэтому они сосредоточатся на отдельных автопроизводителях. Отсюда грядущий отказ от льготной утилизации. И похоже, мы на это повлиять уже ни как не сможем.
Не соглашусь с тем, что программа утилизации уже устарела — людям все равно приятно получить скидку и программа работает по прежнему. Хотя конечно, не все налогоплательщики рады тому, что их деньги идут на такую поддержку. Особенно этому не рады те, кто не покупает автомобили.
Конечно, возникает вопрос — сколько можно финансировать убыточные предприятия, которые накопили астрономические долги? Тем более, что какого-то света в конце тоннеля не видно.
Как еще чиновники могут помочь отечественному автопрому? Не удивлюсь, если у нас в очередной раз будут доработаны заградительные таможенные пошлины. Не исключено, что будут ужесточены условия для производителей иномарок на нашей территории. Особенно для тех, кто вопреки изначальным договоренностям, не смог достичь нужного процента локализации.
Комментарии (0)