Комплексы фотовидеофиксации на российских дорогах уже перешли в разряд обыденности. Есть, конечно, автомобилисты, которые помнят времена, когда за соблюдением правил дорожного движения следили исключительно инспекторы ГИБДД. Однако тем, кто сель за руль лет так 14 назад, такое вспомнить вряд ли удастся.
Немного исторического экскурса. В СССР борьба с нарушителями правил дорожного движения началась в 1936 году, когда для обеспечения безопасности на дорогах была сформирована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ). Наименование ведомства со временем менялось, но суть оставалась одна, за порядком на дорогах следили уполномоченные на то инспекторы. Как же они определяли превышение установленной скорости движения, спросите вы. Способы использовались самые разные, например, в этом им помогал простой секундомер. Выбрав участок дороги, на котором планировалось контролировать скоростной режим, сотрудник отмерял 100 метров между столбами и деревьями или делал пометки школьным мелом на асфальте. Когда на дороге появлялся автомобиль, ехавший, на взгляд инспектора, излишне быстро, он включал секундомер, измеряя время преодоления отмеченного участка. Произвести подсчет помогала специально разработанная таблица. В 60-х годах прошлого века появились первые скоростемеры, которые внешне и по принципу работы были схожи с привычными секундомерами, но вместо «минут» они были проградуированы «километрами в час». Но это – уже история, такие методы давно канули в Лету.
Вот уже почти 15 лет обеспечивать безопасность на автодорогах инспекторам ГИБДД помогают современные технические средства контроля соблюдения ПДД – комплексы фотовидеофиксации. Но зародились они гораздо раньше – 30 сентября 1996 года. Именно в этот день 26 лет назад в России были проведены испытания первого прототипа автоматического комплекса. Камера на штативе и компьютер со специальным программным обеспечением – вот что включал в себя предок сегодняшних комплексов фотовидеофиксации. Со своей задачей устройство справилось на все 100% – и госномер автомобиля распознало, и скорость движения вычислило. Испытания признали успешными.
Несмотря на то, что новинка тогда не получила широкого распространения, для работников отрасли фотовидеофиксации эта дата является знаковой. В профессиональном сообществе 30 сентября неформально называют днем фотовидеофиксации.
Со дня испытания первого прототипа и до массового внедрения камер на российские дороги прошло около 12 лет. С 2008 года в России реализуется целый комплекс мер, направленных на защиту участников дорожного движения, в том числе и установка комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. В тот год была утверждена Национальная стратегия повышения безопасности дорожного движения и соответствующая Федеральная целевая программа. В итоге почти за 15 лет количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях в России сократилось в 2 раза, а ежегодные темпы снижения уровня смертности в ДТП составляют от 8 до 15% в зависимости от региона страны.
Вклад фотовидеофиксации в обеспечение безопасности дорожного движения очень высок, особенно положительный эффект отмечают представители прогрессивных регионов, в которых уже не первый год применяются комплексы ФВФ. Так, вице-губернатор Подмосковья Игорь Тресков заявлял, «усиление контроля соблюдения правил дорожного движения при помощи камер фотовидеофиксации скажется на уменьшении числа ДТП и случаев травматизма. Ездить по дорогам Московской области станет безопаснее». С ним солидарен и директор государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов, который уверен, что «комплексы фотовидеофиксации – это универсальные средства контроля нарушений ПДД и организации дорожного движения в целом. После старта фиксации превышений скорости в Татарстане упорядочилось движение по полосам и маневрирование, стали меньше проезжать на красный». Начальник ЦАФАП ГИБДД по Свердловской области Дмитрий Кузнецов также отмечал, что «сегодня комплексы фотовидеофиксации – это один из ключевых инструментов, влияющих на безопасность».
Препятствия на пути к безопасности
Несмотря на то, что камеры на дорогах действительно помогают снижать аварийность, у многих водителей они не вызывают бурной симпатии – штрафы платить не хочется. Хотя, казалось бы, соблюдай правила дорожного движения и штрафы обойдут тебя стороной, но не всем такой расклад подходит, к сожалению. Вместе с водителями на камеры фотовидеофиксации периодически обращают свое недоброе внимание и наши депутаты, нескончаемому рвению которых зарегулировать отрасль можно позавидовать. Но эта сфера вполне укомплектована с точки зрения регуляторики.
На сегодняшний день применение автоматических комплексов фотовидеофиксации определяют более 20 законодательных норм – федеральные законы, ГОСТы и методики. В этих документах прописаны все требования к работе комплексов: описание обязательных условий для их размещения на дорогах и допустимых мест установки, точность и дальность измерений, администрируемые составы нарушений ПДД и многое другое.
Ничего на дорогах не происходит просто так, например, решение о местах установки комплексов фотовидеофиксации принимают ГИБДД и транспортные власти регионов на основании показателей аварийности на каждом конкретном участке. Камеры ставятся в первую очередь в очагах аварийности и на аварийно-опасных участках.
Но ложка дегтя в бочке меда все же имеется. Дело в том, что самые ключевые из этих норм, а именно ГОСТы и Методика определения мест размещения комплексов фотовидеофиксации, носят лишь рекомендательный характер. Другими словами, придерживаться их необязательно, поэтому во многих регионах на эти нормы закрывают глаза. В то время как в ряде передовых, с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения регионов, их применение по решению транспортных властей де-факто является обязательным. Именно эти регионы и показывают самые высокие темпы снижения аварийности и смертности на дорогах, о чем заявляют их представители и, заметим, небезосновательно. Такой дисбаланс и разноплановость в масштабах страны волнует законодателей, которые начинают предлагать новые и новые проекты законов. В Ассоциации «ОКО», которая объединяет около 70% ведущих российских производителей и операторов систем фотовидеофиксации, уверены, что в такой ситуации нужно создавать рабочую группу, к примеру, на базе правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, которая будет заниматься координацией всех законодательных инициатив.
Искусственный интеллект выходит на дорогу
Автоматические средства фотовидеофиксации также являются одним из ключевых элементов интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Их развитие и внедрение, в свою очередь, становится необходимым шагом не только для повышения безопасности дорожного движения, но и обеспечения возможности использовать беспилотные автомобили. Кроме фиксации нарушений ПДД, камеры являются частью системы, которая следит за загруженностью уличной сети, контролирует и регулирует проезд на перекрестках и пешеходных переходах. Без грамотного и четкого применения комплексов фотовидеофиксации не будет расти уровень безопасности, ровно, как и не будет условий для перехода на новый, беспилотный этап развития транспортного сектора.
Как мы видим, за вопросом законодательного регулирования, казалось бы, локальной функции в одной конкретной отрасли, на самом деле кроются глобальные вызовы. Без гармонизации всех аспектов дорожной деятельности, от методики определения мест размещения камер до регулирования непосредственного нюанса внедрения беспилотных автомобилей, говорить о каком-то технологическом прорыве невозможно. Все должно работать в одной системе.
Комментарии (0)