Блоги

«Москвич» в Арктике.

17.06.2023, 12:10 4564 0 Александр Пикуленко

Реклама не входила в набор социалистических методов хозяйствования. Поэтому старина- «Москвич» немного смущён от такого внимания к нему. А ведь не было лучшего народного автомобиля, чем «Москвич»! Во всяком случае, пока в Тольятти не возвели Волжский автозавод.

Своё дело «москвичи» знали, и поначалу даже сопротивлялись более модным и современным «жигулям» — и на обычных дорогах, и на раллийных спецучастках. К тому времени в международных ралли «москвичи» сумели зарекомендовать себя грозными соперниками для именитых заграничных марок. Совершенно неожиданно для последних: снова подвела излишняя скромность. Весь мир удивлялся незнакомому слову — Moskwitsch!

Ну, нас-то ни в чём не надо убеждать! Знаем, на что способен в умелых руках грамотно подготовленный «Москвич»! Мы то едем на универсале модели 427 с родными агрегатами, выпуска 1975 года. Да никуда нибудь а в Магадан! Читали «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург? «Машина следует в столицу золотой Колымы!»

Это только для разгона. В планах у члена Русского географического общества Богдана Булычёва и его команды — добраться на «Москвиче-427» до посёлка Эгвекинот на Чукотке, на самом краю российской земли. Отмахать, без малого, 5000 км. Тому, кто недоучил географию в школе, «Гугл-карты» услужливо сообщат: «невозможно проложить маршрут». И это как раз то, что нам нужно!

Сегодня, когда за окном торжествует дружная весна, первый этап экспедиции успешно пройден. «Москвич-427» озонировал столичным выхлопом затуманенные февральские улицы Якутска, растревожил своей алой мантией обитателей золотоносной Усть-Неры, вспорол светом раллийных фар заснеженное безмолвие трассы Р-504 «Колыма». В посёлке Оймякон, считающимся одним самых холодных мест планеты, «Москвича» встретила температура минус 57 градусов Цельсия. Конечно, не минус 71 и два, как отмечено на памятной стеле, и всё же. Полюс холода! «Шёпотом звёзд» застывает в этих краях дыхание человека. Здесь же «Москвич» постигла первая и пока единственная поломка: выдавило масло через сальники, а ещё от мороза облезла краска с капота. Как любая жидкость, масло при замерзании расширяется. Зато ремонт в походных условиях добавил несколько колоритных кадров в портфолио экспедиции. Ну а после Усть-Неры путешественники проехали по нетронутому колесами моноприводной техники  зимнику и через Сусуман наконец-то добрались до Магадана.

Надо сказать, что экспедиционный «Москвич-427» — не совсем обычный «москвич-универсал». Он подготовлен в точности так, как в 70-е заводские спортсмены готовили к соревнованиям «боевые технички»: форсированный мотор, проваренный кузов, усиленная подвеска, широкая резина. Такие «технички» везли за зачётными экипажами запчасти, шли в общем канале ралли. Нередко обходили, и «привозили минуты» экипажам конкурентов.

Большая заслуга во всех этих успехах принадлежит экипажам технической поддержки. Но вот беда оригинальных «техничек» Москвич 427 не сохранилось. Отправившийся в дальнюю дорогу на Колыму универсал - автомобиль технической поддержки советской команды на ралли ADAC Tour de Europe 1973 года. Это так называемая реплика, воспроизведение оригинала с максимально возможной достоверностью.

Для экспедиции Русского географического общества автомобиль предоставили неравнодушные к истории завода «Москвич» люди. Александр Пикуленко, сам когда-то работал на автозаводе и гонялся на «Москвичах». Один из сильнейших инженеров-двигателистов страны Дмитрий Ольшевец, тоже сотрудник заводского спорт-бюро. Владимир Якунин — инженер-конструктор, строил гоночные «формулы» и «аурусы». Александр Цуцуяну — классный механик, волшебством которого восхищались на самых крупных выставках ретро-автомобилей. А еще автомобильный журналист и писатель Денис Орлов, так вдохновенно описавший все нюансы воссоздания машины. Консультантом проекта выступил сам Вадим Борисович Ржечицкий. 

С того момента, как все вместе они задумали воссоздать «боевую техничку», минуло более десяти лет. Машина, что называется, ждала своего часа. Само собой, все эти годы вынашивались разные замыслы на её счёт. Ралли старых автомобилей, олдтаймер-галереи, пробеги... Но чтобы махнуть на Чукотку?!

У местных трасс пока другая слава. Хотя, если присмотреться, не труднее они высокогорных перевалов Перу, саванн Аргунгу и австралийского буша, где полвека назад «москвичи» достойно соперничали с машинами известнейших марок. Времена меняются, как известно, к лучшему. Возможно, при содействии Русского географического общества, большие  автомобильные мероприятия  придут  на дороги Колымы и Чукотки. Пока же впереди — ещё три этапа экспедиции. Будущей зимой экспедиция проложит свой путь по трассе Арктика, и через Зырянку, Среднеколымск и Андрюшково доберётся до Певека. Ну а летом 2024 пройдет ещё один этап, путешественники приедут в поселок Эгвекинот. Таким образом впервые техника с задним приводом проедет от Северного Ледовитого океана до Тихого;  потом автомобиль погрузят на корабль и он поплывет во Владивосток; откуда начнется четвертый этап. Наш боевой универсал отправится своим ходом в Москву где и финиширует на Красной площади. Так что «Москвич», не подкачай! Как ни сторонился ты рекламы в прошлом, теперь всё внимание на тебя.

При подготовке статьи использована информация отБ. Булычёва

Фото участников экспедиции.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)