Итак, генеральный директор АвтоВАЗа Бу Андерссон уволен. Уволен под шум разглагольствований о бедственном положении АвтоВАЗа, а дела на предприятии и впрямь неважные — многомиллиардные (около 70 млрд рублей) убытки , четырехдневная рабочая неделя, сокращенные на 20% зарплаты. И все это на фоне двух громких премьер — Lada Vesta и Lada XRAY. Все понимают, что раньше ничего подобного АвтоВАЗ не выпускал, что модели соответствуют основным требованиям времени и все понимают, что покрыть расходы и выйти на большие объемы продаж не получится.
Контрольный пакет акций АвтоВАЗа принадлежит группе Renault-Nissan, но предприятие по прежнему является не только градообразующим, но и политически значимым для российских властей. Поэтому влияние другого акционера — госкорпорации Ростех — оказывается определяющим. Не даром именно гендиректор Ростеха Сергей Чемезов заявил об отставке Бу Андерссона. Шведский специалист дал большое интервью в СМИ, рассказал о своей работе, ни на кого не жаловался и ни кем не возмущался. В свою очередь, Сергей Чемезов тоже не обвинял Андерссона в каких-то просчетах. Но было понятно, что шведом многие недовольны.
Недовольство Бу Андерссоном в основном было связано с намерениями провести на предприятии массовые сокращения персонала и перестроить работу с поставщиками комплектующих. Что касается сокращений, то здесь картина вроде как ясная. Для сравнения, сейчас на АвтоВАЗе работает около 60 тысяч человек и выпускают они около полумиллиона автомобилей в год, а, к примеру, на заводе Hyundai в Петербурге работает всего 2200 человек и выпускают они почти 200 тысяч машин. При этом уровень локализации на корейском заводе доходит до 50% и нет никаких проблем с поставщиками, никаких коррупционных схем, а на АвтоВАЗе уровень локализации хоть и выше (около 75%), но возникает масса трудностей из-за коррупции в поставках комплектующих.
Андерссон не собирался увольнять десятки тысяч рабочих одним махом, но ставил условия, а они явно не нравились людям в Ростехе. По-видимому, в госкорпорации, которая преимущественно работает на госзаказах и с прямой рыночной конкуренцией не сталкивается, рвение шведского специалиста оценили с политической, а не с экономической точки зрения. В итоге увольнение.
Теперь на АвтоВАЗе появится новый гендиректор. Сможет ли новый человек исправить ситуацию и вытащить предприятие на новый уровень? И так ли уж был плох на своем посту Бу Андерссон? На эти вопросы отвечают эксперты Ассамблеи автомобилистов.
Мнения экспертов
Надо понимать, что у нас вообще не любят варягов, ни московских, ни тем более шведских. АвтоВАЗ всегда варился в собственном соку, это предприятие привыкло обходиться своими внутренними резервами.
Я считаю, что смена таких фигур, как Комаров, Бу Андерссон, и назначение на их место кого-то другого, только отягощает ситуацию на Волжском автозаводе по одной простой причине — реорганизация там жизненно необходима. Все, что делал Комаров, а за ним Бу Андерссон — это попытка вывести завод на какую-то магистральную тропу мирового автопрома. Конечно, если там появится руководитель такого же, как Комаров и Андерссон плана, то все не так уж плохо. Но если назначат гендиректора, который попытается вернуть все на старые рельсы, то ничего хорошего из этого не получится.
Заводу, конечно же, надо сокращать людей, надо выводить новые модельные ряды, надо бороться с засильем поставщиков комплектующих. На АвтоВАЗе очень много проблем и любой человек, который попытается хоть как-то улучшить работу предприятия, должен будет эти проблемы решать. Сейчас слышны разговоры о том, что причиной увольнения стали неудачи с «Вестой». Но на самом деле это абсолютно не так! Увольнение Андерссона — это «показательная порка», которая устраивается, чтобы как-то сгладить эффект от колоссальных убытков предприятия. А убытки очень большие, при этом в завод вкладываются бюджетные средства. Надо было просто найти козла отпущения. Ну, и к всеобщей радости таким козлом стал Бу Андерссон, тем более, что у нас шведов не любят, наверное, со времен Полтавы.
Вспоминается старый советский анекдот, в котором подвыпивший водопроводчик говорит пенсионерке: «Всю систему менять надо, а вы говорите — кран капает!»
Бу Андерссон на протяжении последних лет пытался сделать из АвтоВАЗа более менее современную компанию. При всем моем скептическом отношении к их новым продуктам, я не могу не признать, что те же Lada Vesta и Lada XRAY подбираются к уровню хотя бы бюджетных иномарок. Для АвтоВАЗа это достаточно революционные продукты. Именно благодаря профессионализму и харизме Бу Андерссона дело сдвинулось с мертвой точки, потому что до его прихода АвтоВАЗ был не в менее, а в более плачевном состоянии, чем сейчас. Сейчас в компании проведена определенная модернизация, и предприятие хотя бы пытается работать, как нормальная фирма.
Приход нового управленца теоретически может ситуацию улучшить, но только если сам АвтоВАЗ готов к кардинальным переменам. В этой готовности как раз и заключается проблема.Конечно, генеральный директор отвечает за работу компании, но если генеральному директору сопротивляется основной акционер, коми является тот же самый Ростех, то гендиректор ничего изменить не сможет. Если акционер не желает вкладывать деньги в модернизацию производства, если он не желает идти непопулярным путем массовых сокращений, не желает менять модель существования предприятия, то с генерального директора взятки гладки. При таких условиях ни новый, ни старый генеральный директор ничего сделать не сможет.
Даже учитывая тот факт, что контрольный пакет акций принадлежит компании Renault, ему не хватило сил поменять модель функционирования АвтоВАЗа, как бизнеса.
АвтоВАЗу нужна комплексная реинкарнация, если можно так сказать. Им нужно в корне поменять то, что они делали раньше, забыть о своем советском прошлом, абстрагироваться от каких-то социальных аспектов. Только так АвтоВАЗ может выкарабкаться. Бу Андерссон пытался идти по этому пути. Отчасти у него что-то получилось. Но результатом его усилий стало его сегодняшнее увольнение.
Я работаю в организации, которая как раз занимается закупкой для АвтоВАЗа тех самых комплектующих, и у нас есть свой взгляд на сложившуюся ситуацию. Мы сотрудничаем и с GM, где подход к бизнесу свой, немного американский (жесткий, направленный на извлечение прибыли), и с Renault-Nissan, у которых подход иной, более европейский, французский.
Честно говоря, за время моей работы создалось впечатление, что французы, после того как пришли в АвтоВАЗ, просто не знают, что с ним теперь делать. Со стороны кажется, что менеджеры Renault-Nissan слишком мягкие, не умеют жестко продавливать свои решения, действовать быстро, резко и четко. В результате, так вышло, что они поломали автовазовское, но своего при этом не построили.
Что касается Бу Андерссона, то в компании были люди, которые на него равнялись и к нему прислушивались, а были те, кто его игнорировал. Бу Андерссон, прежде всего бизнесмен, а на АвтоВАЗе нужен, в первую очередь, политик. Ну а как говорится, если ты не занимаешься политикой, то политика займется тобой. Отчасти поэтому и директора по закупкам, который работал при Бу Андерссоне, скорее всего, уберут. Тем более, есть формальные причины, по которым его убрать можно. Но сейчас здесь в коридорах просто тишина, никого нет, все начальство внезапно решило разъехаться — полный штиль, а точнее, затишье перед бурей.
Бу Андерссону было не интересно думать о политических вещах, ему было интересно делать предприятие прибыльным и эффекивным, и он семь дней в неделю, без выходных, занимался непосредственно этой задачей. Однако на АвтоВАЗе никому не нужно эффективное предприятие — нужен завод, благодаря которому будет жить город. А что этот завод производит, насколько его модели новые и современные — это здесь никого никогда никого не интересовало, и сейчас не интересует.
Комментарии (0)