А НУЖЕН ЛИ НАМ АВТОПРОМ?

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
20.01.2016, 19:16 23541 0


В следствие последних кризисных явлений в отечественной экономике и на фоне стремительного падения российского авторынка, все чаще стала высказываться мысль, что Россия, в принципе, может вообще отказаться от автопрома. Насколько эта мысль допустима?

Мнения экспертов

Американцы не могут обойтись без автопрома, потому что для них это важнейшая составляющая экономики, а именно 3% ВВП или 500 млрд долларов в год, которые кормят 8 млн американцев. У нас доля автопрома в экономике страны еще меньше, около 0,1%, и кормится за счет автомобилестроения в нашей стране всего лишь 1 млн человек. Тем более, что мы практически не разрабатываем своих машин, а живем исключительно на заимствованном за рубежом. Если кризис будет развиваться и дальше, то автопромом, на мой взгляд, возможно и пожертвуют.

Допустима и мне кажется, что это — хорошая мысль. По принципу «не умеешь — не берись». Зачем делать машины за наш счет, а потом нам же их продавать? Все субсидии и вся государственная поддержка автопрома — это же деньги налогоплательщиков. Зачем я буду покупать ведро, которое не пользуется спросом. А спросом пользуются конкурентоспособные автомобили, которые покупает народ, и на этом — все. Если такие машины никому не нужны, то зачем их производить? 

А что значит «свой автопром»? Автопрома национального уже нет давно. Ни теоретически, не практически. Есть транснациональные корпорации, которые этим занимаются профессионально. А чисто национальный автопром в массовом сегменте просто не может быть конкурентоспособным. Никто не может все делать один и сразу. Нельзя так делать. Потому что диверсификация заключается например в том, что тот же Bosch разрабатывает замечательные системы впрыска топлива, а другая компания, допустим Bilstein, занимается производством амортизаторов, и больше ни на что не отвлекается, кто-то делает хорошие кузова или двигатели. И у всех этих компаний получается делать лучше, чем если все это будет производить кто-то один в одном месте, как раньше у нас пытались делать на АвтоВАЗе. В неэффективности такого подхода мы много раз убеждались. Тем более, практика показывает, что когда вот эти разные компании специализируются на производстве своих автокомпонентов, себестоимость продукции у них в итоге падает, а стало быть и собираемый автомобиль становится более конкурентоспособным. Поэтому спасать национальный автопром нельзя, это невозможно и к этому не надо стремиться.

Просто надо понять, что такое российский автопром. У нас АвтоВАЗ — это российский автопром? Предприятие работает на территории России, на нем трудятся россияне, но ведь контрольный пакет принадлежит Renault-Nissan. Ну и что с того с того? В Англии давно нет своего автопрома, а «ягуары» и «лендроверы» принадлежат компании Tata, но бренды все равно считаются английскими и развиваются они в последние годы весьма успешно. Можно другие примеры привести, их много. Пытаться сделать свою телегу с мотором конечно можно, но смысла в этом нет.

С другой стороны, автопром — это двигатель всей экономики. Поэтому нам вне всякого сомнения нужен автопром, но не нужно зацикливаться на том, чтобы он был исключительно российским или, не приведи Господь, исключительно российско-китайским.  Лучше, если автопромом будут заниматься корпорации, которые на этом деле собаку съели. 

Глупость это и больше ничего. Нельзя отказываться от автопрома, потому что автопром — двигатель экономики. В этом нет никаких сомнений. Германия и Япония после войны, пребывая в полной разрухе, поднялись экономически только за счет автопрома. В этой отрасли задействовано все: и станкостроение, и общее машиностроение, и металлургия, и химическое производство. Наука в автопроме также играет не последнюю роль. Так что нельзя отказываться, наоборот, надо продолжать развивать. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии (0)