ЧЕМ ГРОЗЯТ НОВЫЕ КВОТЫ НА ВЫБРОС СО2?

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
30.11.2015, 18:11 19397 0


На открывшейся сегодня в Париже международной конференции ООН по климату, будет принято решение снизить выбросы СО2 к 2020 году в два раза. То есть при нынешней норме в 120 грамм СО2 на километр пробега, надо снизить этот показатель до 60 грамм на километр. Цель достижимая? И как она может в целом повлиять на автопром?

Мнения экспертов

Теоретически достижимо все. Теоретически можно по некоторым двигателям обеспечить 60 грамм на километр, хотя это чрезвычайно сложно. Но есть некое лукавство в этих цифрах, ведь выбросы — как средняя температура по больнице. Конечно, отдельные модели с правильным выбросам есть, но когда речь заходит о концерне, то берутся усредненные показатели. То есть, одна модель может выбрасывать 300 гр, а другая 30, а средняя по производству составляет как раз нужную цифру — это надо обязательно учитывать. 

Понятно, что спортивный автомобиль, спорткар невозможно сделать с минимальными выбросами в 30 гр/км, если только это не электрический автомобиль. Кстати, уже есть электроспорткар, который сегодня выпускает компания Tesla, и она сейчас впереди планеты всей по этому направлению.

Да, когда автопроизводителям говорят о новых нормах выбросов, компании шевелятся, они делают более чистыми двигатели и стараются нормы соблюсти. Но при этом не надо забывать, что СО2 не единственный вредный выброс, есть и множество других веществ. По дизелям, к примеру, это всякие канцерогены, сажа и так далее. 

Есть еще одно препятствие. Чтобы получить низкий выхлоп, нужно иметь очень чистое топливо. Мы знаем, что у нас с Нового года нельзя будет продавать автомобили классом ниже Евро5, хотя Европа то уже давно на Евро6, и когда потребуется переход на более высокий стандарт, то первыми возмущаться начнут наши нефтяники, так как от них потребуются дополнительные вложения. Так что речь идет не только об автомобилестроителях.

В любом случае, норму в 60 гр/км могут обеспечить только малообъемные, маломощные моторы. Да, сейчас есть то, что называют даунсайзингом, когда мы с двигателя объемом 1 литр получаем больше 100 л.с, за счет двух, трех турбин и т. д. Но даже с учетом подобных ухищрений мы не получим мощный автомобиль соответствующий нормам выброса, если только не придумают что-то вместо двигателя внутреннего сгорания. Это может быть электрокар, автомобиль на топливных элементах — эти технологии есть давно, но они пока очень дороги.

Конечно, чтобы там не говорили, задачи по снижению выбросов, вне всяких сомнений, позитивны, потому что мы должны заботиться об окружающей среде.

Весь вопрос в том, чем мы готовы поступиться, ради того, чтобы дышать свежим воздухом.

Для автопроизводителей это очень сложная задача. Сегодня, при норме 120 гр/км пробега, лучшие бензиновые и дизельные автомобили показывают результат — 98 гр/км. А как добиться 60 гр/км? Сейчас это можно сделать только при помощи гибридов или с помощью каких-нибудь экзотических, а значит очень дорогих решений. Таким образом бюрократы вынуждают нас пересаживаться на альтернативный автомобиль, то есть на электромобиль или на гибрид.

В этой связи хочу напомнить один факт: любое мощное извержение вулкана выбрасывает в атмосферу столько же СО2, сколько полмиллиарда автомобилей. Поэтому все эти квоты от лукавого. От водки и сердечных болезней все равно погибает намного больше народу. Ни разу не видел насмерть задохнувшихся в смоге.

Цель эта достижима, но только не с двигателями внутреннего сгорания. Яркое тому доказательство — скандал с дизельными моторами «Фольксвагена»: ну не могут они выполнять нормы Евро6, не могут и все. Да и все остальные компании то же самое. С бензиновыми еще куда ни шло. Поэтому разговор идет об альтернативных источниках — это газ и, прежде всего, электричество. Если количество электромобилей будет достаточно большим, скажем около 30%, то общую норму можно будет соблюсти.

Мне кажется, дальше обещаний ничего не дойдет. Это влечет колоссальные затраты, как для производителей, так и для ритейлеров, и я не думаю, что в условиях кризиса у нас в стране мы сможем себе подобные стандарты позволить. А пообещать, конечно, могут.

Да никак она не повлияет — так же будут зажимать моторы, также будут ставить дополнительные бензиносжигатели.  Попытка не пытка — пусть пробуют, жалко, что ли. Хуже от этого точно никому не будет. Единственное — машины подорожают, вот это точно. Подорожают, потому что технологии придется совершенствовать, какие-нибудь катализаторы дополнительные будут стоить дороже. Катализаторы вообще удовольствие дорогое.  К тому же всякие программы, кастрирующие мощность двигателя — тоже дополнительные расходы. Я думаю, просто машины будут дорожать, и все.

На мой взгляд, все идет к созданию электромобилей, к их массовому производству. Конечно, можно пофантазировать о том, что есть некий заговор и какое-то правительство вместе с производителями электромобилей начинают душить автопром и поэтому экологические нормы для бензиновых автомобилей скоро доведет до того, что ничего мощнее 50 лошадиных сил не сможет ездить вообще по дорогам общего пользования.

Вообще-то сложно сказать про эти выхлопы, насколько они действительно загрязняют или не загрязняют природу. Тем более, что производство аккумуляторов для электромобилей, а также утилизация этих аккумуляторов — дело тоже не очень чистое. Если уж мы говорим о бережном отношении к природным ресурсам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии (0)