С 1 января 2017 года ГАИ перестанет выезжать на мелкие аварии, а это означает, что такие аварии надо будет оформлять по европротоколу. Как стоит расценивать это нововведение и к чему готовиться?
Мнения экспертов
Само собой, это — воплощение идей, прозвучавших на недавнем совещании у президента. И ГАИ теперь будет выезжать только на аварии с пострадавшим.
Без сомнения, это нововведение вызовет волну недовольства со стороны автомобилистов, потому что страховые компании будут использовать новый порядок, чтобы уходить от выполнения своих страховых обязательств. Уверен, что страховщики начнут цепляться к тому, как оформлен протокол: не указали стационарную точку привязки, не заполнили графу № 285 и т. д. и т. п.
Ну а вторая сторона проблемы в том, что невозможно сразу правильно оценить ущерб.
Все это сведется к дополнительному давлению на автомобилистов со стороны страховых компаний.
Это нововведение могло оказаться разумным и полезным, если бы только страховые компании возмещали в полном размере и по установленной схеме. Ну а так как ни того ни другого в стране нет, то подводных камней оказывается слишком много. Поэтому, я считаю, что решение принято преждевременно и ничего не даст кроме массового неудовольствия автомобилистов.
По-моему, это абсолютно рациональное решение, потому что, ну а зачем на мелкие аварии выезжать инспектору? Незачем! Сами разберутся. Есть средства видео-фиксации, причем эти средства часто имеют специальную линейку, с помощью которой можно определить расстояние — все можно зафиксировать.
На самом деле, это проблема страховых компаний, вот они пусть с этим и справляются. И к этому решению наше законодательство подталкивало уже давно. Ведь даже в правилах это прописано — должны зафиксировать аварию и убрать машины с проезжей части. А кто не убрал, тому — штраф!
Да, наши автомобилисты боятся, и совершенно обоснованно, уезжать с места аварии без инспектора. И боятся, потому что наши страховые компании не готовы к реализации выше названного требования. Страховщики требуют от автомобилистов неоспоримых доказательств чьей-то вины, а должны этими доказательствами заниматься сами, сами должны брать на себя эти функции. Страховые компании и без того прекрасно зарабатывают.
При этом суды должны быть на стороне автомобилистов, прежде всего судебная практика. Если так будет, то закон быстро станет реальным и полезным.
Подчеркну, что 1 января 2017 года должна стать поворотной датой не для автомобилистов, а для страховых компаний. Страховщикам уже давно говорили: «Ребята, налаживайте вашу службу. Не футбольте автомобилистов!» Я предполагаю, что это положение, это нововведение удастся воплотить в жизнь вполне. И произойдет это, потому что закон уже встает на сторону автомобилистов. Не выезжают инспекторы на мелкие аварии — выкручивайтесь.
Само по себе нововведение хорошее — сэкономит время. Но как этот механизм будет работать — вот вопрос. Надо будет посмотреть. Мне кажется, нервы себе потреплем на славу. Но еще больше нам потреплют нервы страховые компании, которые будут придумывать всякие изящные маневры и начнут докапываться до каждой неправильно оформленной буковки — вот к этому надо готовиться. Лишние седые волосы, новые комбинации матерных слов и т. д.
А чтобы меньше мучится, надо больше читать интернет, больше общаться и вооружаться полезной информацией, одним словом — готовиться к «лучшему».
С одной стороны, многих водителей удручает ситуация, когда они вынуждены стоять в пробках из какого-то мелкого ДТП, участники которого могли бы воспользоваться европротоколом и по-быстрому все оформить.
С другой стороны, это стояние не случайно — автомобилисты опасаются, причем абсолютно заслуженно, что страховая компания откажет им в выплате возмещения из-за неправильно оформленных документов и того, что страховщики не могут понять, кто же был виновником аварии. Страховые компании очень часто уповают на то, что автомобилисты должны были вызвать ГАИ и с помощью инспектора установить, кто является виновником аварии. Это нововведение я бы лично расценивал как положительное, но только в случае, если бы страховые компании не славились массовыми отказами от выплат по тому же европротоколу. Вот в этом, на самом деле, проблема.
Да, я понимаю, что мелкие аварии надо оформлять на месте, как это делается в Америке, в Европе, во всем цивилизованном мире. Но к этому должны быть готовы страховые компании. Если у российских страховщиков запросить количество отказов в выплате по европротоколу, то там получится сумма, практически равнозначная произведенным выплатам.
Вот поэтому к нововведению я лично отношусь двояко. Сама по себе идея хорошая, но надо добиться того, чтобы страховые компании не могли бы отказывать автомобилистам по самым разным предлогам. Чтобы эту проблему решить, нужна не столько политическая воля, сколько обычная конкуренция между страховыми компаниями. Если появится реальная конкуренция, то страховщики начнут бороться за клиентов. Отказал в выплате — клиент ушел к другому страховщику. У нас же на рынке ОСАГО конкуренции как таковой нет. Только разговоры об этом ведутся уже несколько лет. Увы, дальше разговоров дело не идет.
Для наших страховщиков продажа полисов ОСАГО не рентабельна, поэтому они всегда пытаются навязать какие-то дополнительные услуги, ну и, конечно же, минимизировать выплаты.
К чему готовиться? Тяжело нам будет. Тяжело, потому что европротокол не работает как надо. Наши страховые компании используют этот механизм для простого обмана людей. Они просто не хотят выплачивать деньги участникам аварии.
Лично я не вижу ничего хорошего в этом нововведении. Не представляю, что здесь может быть позитивного.
Комментарии (0)