ПРИШЕЛ ОШИБОЧНЫЙ ШТРАФ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
08.09.2016, 18:59 37457 0


На этой неделе пресс-служба ГИБДД Москвы сообщила, что в столице проводится проверка 113 дорожных камер. Причина — многочисленные публикации в СМИ об ошибочных штрафах. Речь идет о случаях, когда водителям выписывали штрафы за пересечение сплошной линии тенью от автомобиля, за нарушение ПДД другой машиной или остановкой на обочине по требованию сотрудника ГИБДД.

Уже ясно, что эта проверка видеокамер — мера временная и, скорее всего, не слишком эффективная. Вместе с тем, эксперты отмечают, что жалобы на неправомерные штрафы приходили и раньше, просто о них заговорили после общественного резонанса, возникшего из-за публикаций в СМИ. Возникает вопрос: что делать автомобилисту, если пришло извещение о наложенном на него неправильном штрафе? Писать жалобы, обращаться в СМИ, идти в суд? 

Мнения экспертов

Я всегда был сторонником обращения в суд.

Потому что государство легко выдерживает единичные обращения по какому-то одному поводу, но когда обращений становится много, когда они становятся массовыми, чиновники сразу начинают волноваться. К тому же такие вещи сразу подхватывают СМИ. Ну а в судах общественный резонанс уже начинают учитывать.

В нашем случае ГАИ должно предъявлять все документы и выявлять конкретных виновников. Камеры на самом деле не очень-то и виноваты. Потому что за каждым письмом счастья стоит конкретный инспектор ГИБДД. И вот какой-нибудь инспектор Тяпкин проверяет фото с камеры, и делает это так, что не видит вопиющей ошибки. По сути он вообще ничего не проверяет. И ему все сходит с рук, потому что наши люди не любят судиться по пустякам. Ну кто из-за 500 рублей будет тяжбу устраивать? В итоге создается ситуация, при которой все эти штрафы в регионах уже готовы заранее вноситься в бюджет и соответствующие планы доводятся до ГАИ.

Эта картина не поменяется, пока не будет массовых исков, а значит, не поменяется никогда.

Для начала стоит воспользоваться стандартной процедурой обжалования штрафов.

Затем можно поделиться этим в социальных сетях, так можно информацию полезную получить. А вот если стандартная процедура не работает, тогда над обращаться в более высокие инстанции, писать жалобы во все эти центры и даже обращаться в СМИ. Другими словами, задействовать все ресурсы и проходить все семь кругов ада, потому что обжалование штрафов — это процесс долгий и сложный.

Относительно камер, тут я согласен, что не они, не техника виновата. Ведь когда мы получаем письмо, там сказано, что я, инспектор такой-то, на основании полученных данных с камер фото-видео-фиксации, постановил следующее... Если этот инспектор не разглядел вопиющего факта, то речь идет об умысле со стороны властей. Делается тонкий расчет, что людям будет проще заплатить штраф, чем доказывать свою невиновность.

Конечно инспектор может разглядеть, где тень автомобиля и где сам автомобиль. Но если этого не происходит, значит можно говорить об умышленном действии со стороны представителя власти. Не знаю, на каком уровне это происходит — на уровне руководства ГИБДД, которое дает указание штрафовать всех, или на уровне самого инспектора. Не знаю, потому что это не моя задача в этом разбираться. В подобных вопросах должно разбираться государство, если оно хоть немножко заботится о своих гражданах.

Процедура обращения граждан по поводу неправомерных штрафов прописана в законе.

И эта процедура практически не оставляет автомобилистам какого-либо пространства для маневра, никакой вольности. Надо написать жалобу в течение 10 дней со времени вынесения постановления. И отправить эту жалобу надо в тот орган, который постановление вынес. Можно жалобу самому принести, можно по почте отправить — без разницы. И когда жалоба поступает, постановление приостанавливается. Начинается рассмотрение дела: приглашают свидетелей, приглашают самого автомобилиста и начинают разбираться. После этого выносится окончательное решение — виноват или не виноват. Если автомобилиста и это решение не устраивает, то он подает иск в суд.

Что касается этой истории с камерами, то надо понимать, что ее подняли даже не СМИ, а социальные сети. Поэтому в соцсетях об этом писать надо тоже обязательно. Благодаря таким записям поднимаются больные вопросы. Как в этом случае, когда социальные сети взорвали тему камер, которые делают спустя рукава.

Однако самое главное не в камерах — их можно поправить, можно доработать программное обеспечение, оптические и радарные элементы. Самая большая проблема в том, что постановление выносит человек! Не камера, а человек! Почему выносятся подобные постановления? Да потому что там людей катастрофически не хватает. Тут пытались разобраться в деталях, так оказалось, что у полицейского на вынесение постановления около 10 секунд всего лишь! Что можно рассмотреть за 10 секунд? Да ничего! Вот здесь надо службу налаживать, а камеры — это не так уж страшно. Гаишники получают огромные деньги — 35 млрд рублей за 7 месяцев. Можно и нужно эти деньги направить на организацию нормальной работы, прежде всего, людей, а не камер.

Там же видно на фотографии, что за линию тень заезжает, а не автомобиль. Но у простого инспектора нет даже лишней секунды, чтобы это рассмотреть. Вот надо его начальника выгнать, тогда и служба лучше наладится.

В любом случае, надо идти законным путем и никак иначе.

Но к сожалению, с высокой долей вероятности ваши старания не принесут желаемого результата. Я сам попадал в такие ситуации: приходилось дважды оплачивать один и тот же штраф.

Да, надо писать жалобу, а потом, как следующий этап, поднимать бучу в СМИ. Если получится, конечно. Увы, практика показывает, что если на тех людей не давить — через СМИ, через общественные организации, через депутатов — они чесаться не будут. Потому что для них, все эти камеры — очень выгодная история для пополнения бюджета, для получения денег и т. д.

Кстати, очень часто люди забывают, что достаточно большое количество камер находятся в частных руках, эти камеры эксплуатируют частные компании, всякого рода подрядчики. Им тоже выгодно деньги получать.

К тому же деньги от этих штрафов сначала попадают в местные бюджеты, а из-за этого даже в маленьких поселках появляется большое количество камер. А ведь камеры должны быть установлены в соответствии с техническим требованиям ГОСТов и правилами дорожного движения. Поэтому липовые штрафы — это хороший повод выражать свою гражданскую позицию и требовать соблюдения тех самых требований и правил.

В любом случае, надо помнить, что у тебя есть время опротестовать штраф, написать соответствующую жалобу в ГИБДД, отправить ее заказным письмом, а потом, если есть необходимость, идти в суд. Очень важно иметь запас времени! Поэтому я всегда всем рекомендую, не дожидаться, пока к тебе бумажка придет, а регулярно, хотя бы раз в неделю, заходить на сайт госуслуг и проверять штрафы, которые возможно вам могут прийти. Они там высвечиваются в режиме реального времени.

Ну здесь палка о двух концах: если штраф небольшой, то никто и разбираться не будет, а если деньги крупные, тогда и поспорить есть за что.

Другими словами, активность действий зависит от материального благосостояния человека.

Я знаю случай, когда камера в Химках всем подряд показывала превышение скорости на 20 км в час. И только парочка человек, моих знакомых, пошла опротестовывать. Остальным было лень и они заплатили. А все потому что размер штрафа составлял 500 рублей. Похоже, такая сумма к активным действиям подтолкнуть не может. Русский человек вообще немного заторможенный в таких действиях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии (0)