ЧТО НУЖНО ПОМЕНЯТЬ В ОСАГО?

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
21.09.2016, 22:32 20181 0


Министерство финансов предлагает провести реформу ОСАГО. К тому же стремятся автостраховщики и депутаты.

У Минфина есть свой пакет предложений. Например, важным изменением в правилах ОСАГО может стать введение повышающих коэффициентов для заядлых нарушителей правил.  Минимальный коэффициент – 1,86 – предлагается применять к тем, кто нарушил ПДД от 5 до 9 раз, максимальный составит 3,04 – в три раза полис подорожает для злостных нарушителей, на счету которых окажется минимум 35 нарушений. Утверждается, что такие коэффициенты выведены на основании статистики ГИБДД и страховщиков.

Есть и другие новации. А что, на ваш взгляд, можно было бы предложить в рамках реформы ОСАГО? Какие изменения надо было внести в первую очередь, а какие потом?

Мнения экспертов

Первым делом, нужно сменить все страховые компании, которые сейчас оперируют на рынке ОСАГО. Это, конечно же, шутка! А если серьезно, то, в первую очередь, надо добавить конкуренцию в этот сегмент, чтобы страховщики могли конкурировать между собой, даже продавая полисы ОСАГО. Также стоит, на мой взгляд, уйти от чрезмерного государственного регулирования, когда все тарифы устанавливает ЦБ. То есть нужна конкуренция, потому что она поможет избавиться от целого ряда проблем, связанным с полисами ОСАГО. Какие это проблемы? Мы их все знаем: занижение страховых выплат по ОСАГО, отказ от выплат из-за мелких бюрократических неточностей, из-за того, что не привлек сотрудников ГИБДД и прочее. Если будет конкуренция, то компании сами будут сражаться за клиента, и выставлять такие препоны страховщикам будет просто не выгодно.

Методом кнута заставлять страховые компании повышать качество оказанных услуг или хотя бы просто оказывать эти услуги чрезвычайно сложно.

Что касается всяких коэффициентов, связанных с аварийностью, то я совсем не против них. Тем более, что система бонус-малус у нас работает не самым лучшим образом.

Конечно, надо отходить от мощностного коэффициента, потому что это редкая глупость. Мощность ни коим образом не влияет на аварийность и это подтверждается аналитическими данными МВД.

В отказе от возмещения денежного убытка в пользу ремонта лично я не вижу ничего страшного. Ведь для нормального автовладельца самым важным является возможность вернуть свой автомобиль после ДТП в надлежащем товарном виде, а не получить по полису деньги на ремонт и потом в каким-нибудь гараже ремонтировать машину за меньшие деньги экономии ради.

Еще одно предложение — надо упростить оформление страхового случая. Уж коли мы ввели европротокол, то мы в любом случае идем в свою страховую компанию. Вместо того чтобы нам, автовладельцам, бесконечно ходить и оформлять бумажки, это все на себя может взять страховая компания. Опять же, этому будет способствовать конкуренция. Обязательно нужно заимствовать зарубежный опыт, когда люди обмениваются визитками своих страховых компаний и разъезжаются после ДТП по домам.

Относительно предельных выплат. Понимаю, что сейчас, когда все тарифы устанавливает ЦБ, говорить о безлимитном покрытии затруднительно. Тем более, что все страховые компании постоянно говорят об убыточности ОСАГО. Опять же надо использовать западный опыт в этом вопросе. Там, если ты столкнулся с дорогим автомобилем, можешь ожидать запредельно высокую стоимость страхового полиса в следующем году. Что, кстати, повышает стимулы к безаварийной езде.

Считаю, что нельзя использовать территориальные коэффициенты. Уверен, что в них просто нет смысла. Также как на Западе, размер страховки должен зависеть от так называемого страхового класса, который высчитывается из экологических показателей, новизны автомобиля и стоимости его ремонта (что очень правильно). Получается, чем дороже у тебя автомобиль, тем больше стоит страховка. А у нас все привязано к территории и к мощности силового агрегата — от этого надо уходить.

Но конечно, самое главное — это создание конкурентной среды. Надо хотя бы немного либерализовать этот рынок.

Самое главное — это надо повысить ответственность страховщика перед клиентом. Коэффициенты конечно важны, но это вторично. Страховщика надо заставить полностью компенсировать ущерб автомобилисту — это задача самая важная. Все остальное — это попытки сыграть на страховом поле, ничего не меняя.

Страховые компании не выполняют самое главное — они должны отдавать по закону 86% своих доходов. И никогда такого не было. Страховщики все равно забирают себе большую часть.

Любая реформа хороша тогда, когда все выполняют правила игры, а страховые компании их не выполняют. Поэтому все это пустая говорильня. Ну а так как государство регулярно запускает руку в карманы страховых компаний, реальной реформы никогда не произойдет. Вспомним хотя бы, что страховые компании строили Сочи, за это им позволяют обирать автомобилистов.

Прежде всего, надо привязывать ОСАГО не к автомобилю, а к конкретному человеку — это первое. Второе — я за то, чтобы вводились коэффициенты в зависимости от количества нарушений: чем больше человек нарушает, тем больше он должен платить. В-третьих, коэффициенты бонус-малус должны быть более действенными, потому что, если человек ездит безаварийно, то надо давать ему больший коэффициент, ведь такой водитель ездит и ездит и с этого ничего не получает совсем.

Следующее — методики оценки ущерба и ремонта надо привести к какому-то единому знаменателю.

Считаю, что надо отменять взнос: сколько стоит ремонт, столько пусть и стоит — за него и надо заплатить. Не верится, что такое когда-нибудь произойдет, но отменять конечно надо.

Уверен, что в скором времени привяжут стоимость полиса к зависимости от числа нарушений. А у нас люди нарушают много и часто, поэтому недовольных будет много. Конечно, из того, что хотелось бы ввести, мало что примут. Тем более, надо учитывать, что страховое лобби в парламенте мощнейшее. Если что-то страховщикам нужно, законы принимаются мгновенно. Надо было тарифы поднять? Закон приняли за три дня, и тарифы подняли. Увы, за автомобилистов в Госдуме заступиться некому.

Знаете, многое надо бы поменять и улучшить. Возьмите хотя бы систему бонус-малус — она же толком не работает. Причем, по самым разным причинам. Например, коэффициент у человека, который сменил фамилию, не учитывает прошлое вождение, а ведь можно было отслеживать хотя бы номер водительского удостоверения. С такой проблемой многие женщины сталкиваются.

Но вообще, таких проблем много и перечислять их можно долго.

Во-первых, надо ужесточить контроль со стороны государства за страховщиками. Зачем это делать? Затем, что в большинстве регионов страны, за исключением Москвы и Петербурга, есть такая проблема: автомобилист не может застраховать свою машину, не докупив какое-нибудь дополнительное страхование. Так, например, в городе Новочебоксарск Чувашской республики практиковалось продажа страховки на погребение, то есть, если вы погибнете в ДТП, то страховая оплатит ваши похороны. Без такой страховки приобрести в том городе полис ОСАГО было невозможно. Помимо этого, в регионах часто не учитывается безаварийная езда, то есть на коэффициент бонус-малус там просто не обращают внимания. Страховщики в провинции там пошли в разнос и не боятся контролирующих органов. Это все надо обязательно пресечь и поставить под контроль.

Конечно, надо что-то делать с возмещением: страховщики постоянно его пытаются сократить и надо быть очень упертым человеком, чтобы добиться хоть какой-то выплаты и покрыть ремонт автомобиля.

Все это — грубейшие нарушения и страховщики совершенно не боятся эти нарушения допускать, потому что не боятся санкций со стороны государства...

Еще одна проблема: страховщики постоянно говорят о том, что ОСАГО им не выгоден и по этой причине многие компании перестают продавать полисы в проблемных регионах. На это в рамках реформы надо обязательно обратить внимание.

Другими словами, сначала надо добиться исполнения имеющихся законов, а потом уже проводить реформу.

На мой взгляд, многие из предложений Минфина являются вполне здравыми. Во всяком случае, связывать коэффициенты не с мощностью автомобиля, а с аварийностью и степенью опасности того или иного водителя — это правильно. На Западе, в некоторых странах страховка вообще к водителю привязана, а не к автомобилю. Если у нас такое введут, будет очень хорошо. Ну не зависит аварийность от мощности двигателя — она зависит от стиля вождения. Отчасти Минфин это учитывает, и делает правильно. Надо привязывать цену полиса ОСАГО к количеству штрафов, к поведению на дороге.

Радует, что в Минфине это понимают и хоть какие-то меры ведомство предлагает. Так долго мы к этому шли просто потому, что в Думе очень мощное страховое лобби, из-за чего у нас такие мелкие выплаты по ОСАГО и такие прогрессирующие каждый год взносы.

Короче, будем смотреть, что удастся Минфину продавить через Госдуму.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии (0)